22 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 05:18  |  vz.ru
Разделы

Ненависть превращает нас в озлобленных собак

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Сложно противостоять ненависти. Я была на войне и превратилась в чудовище, потому что все мои сигнальные системы кричат, что некоторых нельзя простить, а можно только убить. Надо, однако же, с этим бороться. Подробности...
Обсуждение: 91 комментарий

Секта «налунунелетальщиков» и всемирный поход гендерастов

Дмитрий Юрьев, политолог
«Земля плоская», картофельные бунты, антипрививочники — маргиналы становились на пути прогресса всегда. Американцы летали на Луну – успокойтесь уже. Не о чем тут спорить, а можно только гордиться человечеством как таковым. Подробности...
Обсуждение: 151 комментарий

Президент Украины между реальными пацанами и американской мечтой

Глеб Простаков, журналист
Судя по всему, Владимиру Зеленскому готовят роль молодого картонного президента при сильных регентах – представителях США и местной олигархии. На основные должности в государстве ему просто не дадут назначить своих людей. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

    В Москве появится храм с прозрачной стеной

    В долине реки Сетунь на западе Москвы построят православный храм в современном стиле со стеклянной восточной стеной, к которой примыкает алтарь. Через нее прихожане смогут видеть пейзаж долины
    Подробности...

    Российские звезды показали свою старость

    Российские звезды присоединились к популярному тренду в соцсетях – сделать и опубликовать собственную фотографию в старости. Не упустили возможности посмотреть на себя в будущем Евгений Плющенко и Яна Рудковская, Ксения Собчак и Артем Дзюба
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Верховная рада VIII созыва запомнилась драками, хамством и просмотром порно

    В пятницу прошло последнее пленарное заседание Верховной рады VIII созыва. В нынешнем составе парламент работал с октября 2014 года. За это время там произошло много курьезных случаев, например когда в декабре 2015 года премьер-министру Яценюку подарили букет роз и попытались силой унести на руках с трибуны
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Ford Focus навсегда уходит с российского рынка

        Кто виноват в уходе Ford из России

        Американский концерн Ford закрывает заводы, увольняет сотрудников и уходит из России. Его история в нашей стране – это пример головокружительного взлета и жесткого падения. Ford первым из иностранных автоконцернов открыл Россию после распада СССР, первым рискнул вложить деньги в автозавод и не прогадал. Что же заставило американцев сбежать с поля боя? Подробности...
        Обсуждение: 166 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:ЦИК Украины обработал более 11 процентов протоколов с выборов в Раду

          Главная тема


          Выборы в Раду добавили Украине непредсказуемости

          «не политик»


          Зеленский сказал, кого хочет видеть премьером Украины

          Приятное с полезным


          Россияне увлеклись новым видом туризма

          «люблю Степана Меньшикова»


          Ксения Собчак призналась в хулиганстве

          Видео

          образ жизни


          Америка проиграла войну с сексуальными домогательствами

          война внутри НАТО


          К покупке С-400 Турцию подтолкнула военная катастрофа 45-летней давности

          Экономический кризис


          Туркмения может стать новой проблемой России

          «зов Полярной звезды»


          Появилась новая версия гибели группы Дятлова

          викторина


          Знаменитые цитаты о России — фейк или не фейк?

          Русская обидчивость


          Ирина Алкснис: Чувствительность России к оскорблениям – результат жестокого опыта

          Обездвиженный Зеленский


          Глеб Простаков: Президент Украины между реальными пацанами и американской мечтой

          Бессилие пропаганды


          Владимир Можегов: Почему Германия проиграла в Первой мировой

          на ваш взгляд


          Готовы ли вы расстаться с бумажным паспортом и перейти на электронный?

          Итоги литературного года: Рай – это Иные

          26 декабря 2014, 15:50

          Текст: Михаил Бударагин

          Версия для печати

          Подводить итоги литературного года в России, где выхода книг никто не ждет, довольно трудно: слишком легко увязнуть в тусовочности и расстаться со здравым смыслом, который подсказывает, что писатель всегда был никому толком не нужен, кроме себя и вечности. И с собой, и с вечностью, и с читателями все в основном плохо или очень плохо.

          На последней неделе 2014 года ВЦИОМ предложил российским читателям выбрать любимого автора, и им оказалась, разумеется, автор детективов Дарья Донцова.

          Донцову принято презирать, считая ремесленником самого презренного жанра, однако презирающие (предполагается, что они не размениваются на мелочи и делают дело важное и высокое) ушли не так далеко.

          Русская литература с претензией на классичность повествовательных техник и элитарность восприятия в 2014 году снова продемонстрировала свою полную несостоятельность. И нетленки не вышло, и читателю не интересно, и авторам самим скучновато.

          Поэтому профессиональные критики так осторожны: обидеть своих не хочется, сказать что-нибудь хорошее трудно, вот и приходится долго объяснять, что есть, конечно, не совсем уж плохие вещицы, люди стараются, пишут.

          Литературная среда снова не выработала внятного критерия «хорошего текста», безраздельно царит вкусовщина самого дурного пошиба (о тусовочности и упоминать не стоит), и потому так предсказуемы и скучны оказались шорт-листы крупнейших российских литературных премий.

          Вот, например, Ксения Букша с романом «Завод «Свобода» взяла «Национальный бестселлер» и не проснулась знаменитой (так обещает премия), и ее текст – прекрасный пример того, почему все у нас настолько плохо.

          Роман добротный, с претензией, не без изысканности, написанный со школьной правильностью первой ученицы (фото: издательство ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство))
          Роман добротный, с претензией, не без изысканности, написанный со школьной правильностью первой ученицы (фото: издательство ОГИ («Объединенное Гуманитарное Издательство»))

          Роман добротный, с претензией, не без изысканности, написанный со школьной правильностью первой ученицы, которая все знает, но не умеет главного. Букша не умеет делать героев. Их нет. Некого вспомнить. Автор отлично владеет словом и строит витражи из железа и бетона, но все это без толку.

          У Каренина, того самого, который муж Анны, торчат уши, а у героев Букши ничего не торчит.

          Персонажей эпопеи Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» хочется придушить, расцеловать, пожалеть, взять в разведку, персонажей Букши можно сложить в угол, пусть полежат.

          Новый текст Стивена Кинга ждали читатели (и «Мистер Мерседес» вышел на славу), новый роман Букши попадет в шорт-лист очередной премии, там его и похоронят. А ведь хорошо написан роман, но что поделаешь – не по наши души.

          Дело, впрочем, не в Букше. То же и с Владимиром Шаровым (шорт-лист Нацбеста, третья премия «Большой книги»), то же с Алексеем Макушинским (приз зрительских симпатий «Большой книги»): авторы пишут, читатели читают, безотходное производство, ради чего оно существует?

          В год писатели выпускают по роману, но никакого толку. Сэлинджеру хватило «Над пропастью во ржи», потому что там есть дух времени и голос истории, прошлое и будущее, а что есть у Макушинского? Умение складывать слова в предложения? Что есть у Букши?

          Единственный случай премии, выданной за дело – роман Захара Прилепина «Обитель». У Прилепина есть хотя бы вещи, собранные для Донбасса, этого сегодня хватит.

          «Большая книга» досталась автору не за текст (но за текст-то и давать некому), а за то, что в русской литературе XIX века называлось «позицией». Александр Солженицын получил Нобелевскую премию ровно за то же самое, так что сам факт награждения писателя не за слова, а за дела вряд ли должен кого-то удивлять.

          Успех Прилепина литературная общественность приняла, сжав зубы (не выдержал, кажется, только Игорь Иртеньев, но от него никто ничего давно уже не ждет, так что не страшно). Пусть «ватник», но все-таки «свой», цеховая солидарность оказалась выше политических разногласий. Однако, к великому сожалению, в «Обители» не за что глазу зацепиться, все так так же ровно, гладко и хорошо, как и у Букши.

          Другое дело, что и роман Николая Чернышевского «Что делать?» откровенно плох, это не помешало ему стать одним из главных текстов позапрошлого века. Наспех написаны «Бесы» Достоевского, не все ладно с «Выбранными местами» Гоголя. «Воскресение» Льва Толстого было создано во многом для того, чтобы собрать денег тем, кому великий классик захотел их отдать.

          Вот и Прилепин поможет премией утопленному в крови Донбассу, и в этом смысле мнение всех тех, кто равнодушно смотрел на обстрелы жилых кварталов Донецка, не имеет для истории и литературы никакого значения.

          «Обитель» – своевременный роман, он спасет, может быть, чью-то жизнь: Толстой, полагаю, пожал бы Захару Прилепину руку.

          Верен остался себе и Виктор Пелевин (фото: издательство «Эксмо»)
          Верен остался себе и Виктор Пелевин (фото: издательство «Эксмо»)

          Еще один русский писатель первого ряда очень расстроил литературную общественность. Виктор Пелевин, живой классик, выпустил в свет «Любовь к трем цукербринам», в котором рассказал об оппозиционном сайте «Контра.ру». Сайт в меру чудовищный, но изображено все достаточно верно.

          Именно поэтому о Пелевине, которого раньше много ругали и часто хвалили, молчат. Посягать на одного из самых значительных писателей современности боязно, Пелевин ведь может и ответить, мало тогда не покажется. Однако и похвалить его не за что, ведь автор пишет о том, что все эти «митинги честных людей с красивыми лицами» – побочный продукт, мелочевка, плохо поставленный спектакль.

          Такое, конечно, не прощается.

          Текст Пелевина ни плох, ни хорош: автор ловко жонглирует все теми же образами, пытаясь нащупать и описать реальность, тени которой мы видим на стене нашей пещеры. Несколько раз ему это блестяще удавалось (скажем, в «Generation П» ), но «Цукербрины» ценны не этим.

          Новый роман важен как веха. Очевидно, что буддизм, Сеть, вампиры автором вычерпаны до дна. Дальше придется найти что-то новое, и, зная Пелевина, стоит думать, что это новое многих напугает всерьез.

          Второй (не по ранжиру, а по счету, благо их всего двое, запутаться трудно) безусловный классик, Владимир Сорокин, продолжая крайне важную для него тему распада России, опубликовал роман «Теллурия».

          Сорокин – прямой наследник важной мамлеевской традиции, только Юрий Мамлеев пугает, а Сорокин – смешит (фото: издательство Corpus)
          Сорокин – прямой наследник важной мамлеевской традиции, только Юрий Мамлеев пугает, а Сорокин – смешит (фото: издательство Corpus)

          Россия, пока читатели читали текст, приросла Крымом, в остальном же в тексте нет ничего действительно важного, кроме одной детали.

          Это только кажется, что новый роман Сорокина посвящен будущему России или грядущим мировым потрясениям, но прогнозы писателя все не сбываются и не сбываются (в отличие от Пелевина, который в «SNUFF» назвал Украину Уркаиной и оказался во всем прав), и дело тут в том, что единственное содержание всех без из исключения книг классика – брезгливое презрение к человеку.

          Сорокин – прямой наследник важной мамлеевской традиции, только Юрий Мамлеев пугает, а Сорокин – смешит. Жалкие, маленькие, картонные, гнусные марионетки бродят из романа в романа, жрут, совокупляются, принимают вещества, ползают по земле в собственной блевотине – а писатель развенчивает советские мифы, и, судя по популярности Сталина, получается у него так себе.

          «Теллурия» – лучший роман одного из лучших русских писателей 21-го века, но, кроме своего презрения, Сорокину нечего описывать, а вот описывать презрение он умеет отчаянно, страстно, радостно – так Петрарка признавался в любви.

          Выньте из любого романа Сорокина эту брезгливость, это высокомерие, эту страсть к расчеловечиванию – что останется? Для глюков героям вбивают в голову гвоздь. Прямо скажем, даже на фоне Чака Паланика это так себе открытие.

          Но прочесть текст стоит. Внимательно и с карандашом. Читатель закроет книгу, прекрасно представляя себе, что там они о нас обо всех думают и что с нами будут делать, когда воссияет заря свободы, демократия и все остальное.

          Сорокин – это учебник расчеловечивания. Новая глава получилась крайне убедительной.

          Учебник вочеловечивания написал Сергей Лукьяненко, который, во-первых, ватник, хуже любого Прилепина, а во-вторых, фантаст, а потому до премий не допущен.

          за 15 лет Антон Городецкий из балбеса в свитере превращается в отца, сильного волшебника, мужа, учителя, становится проще и жестче, начинает брюзжать и ... приносит себя в жертву (фото: издательство «АСТ»)
          За 15 лет Антон Городецкий из балбеса в свитере превращается в отца, сильного волшебника, мужа, учителя, становится проще и жестче, начинает брюзжать и... приносит себя в жертву (фото: издательство «АСТ»)

          Если бы устроители литературного процесса могли, они бы с удовольствием надели Лукьяненко желтую звезду, а книги его издавали бы с предупреждающими пояснениями: мол, нет-нет, это не Анатолий Найман, тут вас ждут ужасы.

          «Шестой дозор», финал истории мага Антона Городецкого (но все еще не финал мира Дозоров), получился на редкость хорошим.

          Прошло 15 лет, мир стал другим, возврата назад не будет, что ждет обывателя, который спускается с книжкой в метро, завтра – это очень простые и ясные вопросы, и любого поклонника Джойса они волнуют в той же степени, что и фаната Ника Перумова.

          О чем рассказывает читателю из своего гетто Лукьяненко? О том, что за 15 лет Антон Городецкий из балбеса в свитере превращается в отца, сильного волшебника, мужа, учителя, становится проще и жестче, начинает брюзжать и... приносит себя в жертву.

          Городецкий так срастается с тем, что он теперь – один из самых сильных Иных, что это решение так же нелепо, нелогично и невозможно, как слова пушкинской Татьяны о том, что Онегин может идти на все четыре стороны.

          Пушкин не уследил за Татьяной, Достоевский где-то по дороге к просветлению потерял Алешу Карамазова, Юрий Живаго у Пастернака женился в третий раз не пойми на ком. Вот и Городецкий туда же.

          Самый важный текст 2014 года, написанный на русском языке, посвящен тому, что наступают новые времена. Жан-Поль Сартр, один из кумиров революции 1968-го, писал о том, что «Ад – это другие» (так говорит герой самой известной его пьесы).

          Лукьяненко, кумир нашей 15-летней контрреволюции, утверждает, что Рай – это Иные, и нет ничего более умного, чем сбежать из этого Рая поскорее.

          Потому что там слишком много нечеловеческого. А человеческого осталось совсем мало. Кругом изящная словесность и бетонные кружева.

          Таким был литературный год. Возможно, следующий окажется чуть более живым. Хотя с чего бы?


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............