22 августа, четверг  |  Последнее обновление — 13:30  |  vz.ru
Разделы

Все мы либералы, только очень разные

Алексей Алешковский, сценарист
Амплуа резонера мне, конечно, мило. Но никак не хотел бы я показаться человеком, который «знает, как надо». Политические предубеждения прекрасно заменяют мне убеждения, и я скорее знаю, как не надо – по крайней мере, для меня самого. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Митинги и империя страстей

Владас Повилайтис, доктор философских наук, БФУ имени И. Канта
Участники дискуссии вокруг московских протестов как бы договорились вести разговор в моральной плоскости, взяв в качестве не требующего доказательства тезиса известную фразу «в семье не без урода». Вопрос только – кто урод. Подробности...
Обсуждение: 85 комментариев

Джон Болтон как пиарщик российских спецслужб

Никита Коваленко, политический обозреватель
Разведкой занимаются все страны мира, и уже не одну сотню лет. Чем могущественнее держава, тем сильнее ее разведка. Если верить русофобу Болтону, то российские разведчики работают даже лучше, чем советские. Ну и хорошо. Подробности...

    Пилот героически посадил пассажирский самолет в кукурузном поле

    Самолет А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в четверг совершил экстренную посадку в кукурузное поле неподалеку от Жуковского из-за попадания в двигатели самолета птиц. Благодаря грамотным действиям пилотов 226 пассажиров и семь членов экипажа остались живы
    Подробности...

    Вышла серия монет в честь 50-летия мультфильма «Бременские музыканты»

    Банк России 12 августа выпустил в обращение памятные монеты «Бременские музыканты» серии «Российская (советская) мультипликация» с изображением героев мультфильма по сценарию Юрия Энтина и Василия Ливанова, вышедшего на экраны полвека назад
    Подробности...

    Путин в Крыму приехал к байкерам на мотоцикле «Урал»

    Владимир Путин приехал на байк-шоу «Тень Вавилона», которое проходит в Севастополе, за рулем мотоцикла «Урал» с российским флагом и в кожаной куртке. Главу государства встретили приветственными гудками
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Пушков ответил на призыв Трампа к России «вступить в битву» в Афганистане

          Главная тема


          Почему Сицилия не стала полноправным штатом США

          «Неделя триколора»


          В Донецке подняли российский флаг

          «высокая дипломатия»


          Захарова проконсультировала Зеленского «по-братски»

          гонка вооружений


          Эксперт оценил планы Пентагона создать гиперзвуковую ракету за «пару лет»

          Видео

          Москва – Париж


          Макрон продемонстрировал Путину непонимание России

          АЭС «Белене»


          Россия дает экономике Болгарии шанс на выживание

          ошибки путчистов


          Почему ГКЧП не имел шансов на победу над Ельциным

          воровство технологий


          СССР выиграл у США гонку за гиперзвук

          викторина


          За что в СССР признавали Героем?

          Витрина для Тайваня


          Геворг Мирзаян: Почему Пекин не может подавить протесты в Гонконге

          «Трамповская» рецессия


          Дмитрий Дробницкий: Каким будет новый мировой экономический кризис

          ресторан «Армения»


          Сергей Худиев: Миссия государства – защита интересов мещанина

          на ваш взгляд


          Экипаж «Уральских авиалиний», посадивший авиалайнер в поле после отказа двух двигателей:

          Газпром тоже мог бы пожаловаться на Украину из-за «Опала»

          Из-за ситуации с газопроводом Opal считать потери надо не Украине, а Газпрому    27 октября 2016, 22:45
          Фото: Fabian Bimmer/Reuters
          Текст: Ольга Самофалова

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Очередные жалобы Украины на притеснения со стороны Газпрома и Европы вновь выглядят полной демагогией. Киев подсчитывает, сколько он потеряет в случае решения Еврокомиссии расширить доступ Газпрома к газопроводу Opal. На самом деле, стоит подсчитывать совсем другое: сколько Украина выманила из Газпрома из-за того, что доступ к «Опалу» был все это время закрыт.

          Украина жалуется Европе, что в случае расширения доступа Газпрома к газопроводу Opal она потеряет от 290 до 425 млн долларов ежегодных доходов.

          «Переплата Газпрома за пять лет действия такой несправедливой ситуации могла составить 2,650 млрд долларов»

          Opal – это продолжение «Северного потока» по территории Германии. Сейчас ЕК разрешает Газпрому использовать только половину его мощностей, которые составляют 36 млрд кубометров. Так как по нормам Третьего энергопакета ЕС 100% мощностей трубы не могут быть переданы в пользование одной компании из-за угрозы монополизма. Теперь ожидается, что ЕК отдает под аукцион 30–40% мощностей (где может участвовать и сам Газпром), и только 10–20% по-прежнему останутся зарезервированы для неких неизвестных поставщиков. Дело в том, что за пять лет работы трубы желающих прокачивать по ней свой газ так и не нашлось – кроме Газпрома, разумеется. В итоге половина трубы большую часть времени просто простаивала.

          Понятно, почему «Нафтогаз» занервничал. Увеличение мощностей Opal действительно позволит Газпрому нарастить объемы прокачки через «Северный поток» и сократить транзит через Украину.

          Доводы Украины неубедительны

          В «Нафтогазе» пытаются убедить ЕК не делать столь невыгодных Киеву шагов. В частности, в украинской компании говорят о необходимости соблюдать требования Третьего энергопакета ЕС, не допускать усиления зависимости европейских стран от российского монополиста и об угрозе снижения конкуренции.

          Только доводы Киева крайне неубедительны. Во-первых, проведение аукциона на прокачку газа по Opal (на чем изначально и настаивал Газпром) находится абсолютно в рамках Третьего энергопакета ЕС.

          Во-вторых, ни о каком росте зависимости Европы от российского газа и снижении конкуренции речи не идет. Произойдет лишь перераспределение маршрутов доставки российского газа в Европу – с ненадежного украинского на прямой северный. Доля российского газа на европейском рынке не увеличится. И желающие пользоваться газопроводом Opal по-прежнему имеют такую возможность – достаточно будет подать заявку на аукционе.

          Кроме того, европейцам и так приходилось то и дело обращаться с заявками в Брюссель, чтобы тот позволил России качать через Opal больше необходимого им газа.  

          Потери Газпрома

          Между тем жаловаться на самом деле надо не «Нафтогазу», а Газпрому. Потому что именно российская компания, вложив вместе с партнером 1 млрд евро в строительство «Опала», оказалась ограничена в возможностях выбирать путь доставки газа европейским покупателям.

          «Я бы по-другому вопрос поставил: «Сколько Газпром и его партнер потеряли по «Опалу» из-за того, что было принято политическое решение не давать использовать этот газопровод на полную мощность?» – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

          «Опал» был закрыт наполовину. И это значит, что Украина неправомерно в результате действий Брюсселя получала дополнительный доход», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

          Если исходить из оценок «Нафтогаза», то ежегодные потери Газпрома можно оценить в 530 млн долларов за неиспользование 50% мощностей Opal. Этот газопровод был введен в строй осенью 2011 года. Таким образом, переплата Газпрома за пять лет действия такой несправедливой ситуации (включая этот год) могла составить 2,650 млрд долларов. Соответственно, столько же «Нафтогаз», наоборот, за эти годы заработал на этом.

          Такой проблемы в случае с «Северным потоком – 2» возникнуть уже не должно. Потому что теперь Газпром не будет строить на свои деньги и на свой страх и риск трубу по европейской территории типа Opal. «Будет подана заявка в рамках Третьего энергопакета газотранспортным операторам Европы, что есть потребность в поставке газа из района Грайфсвальда в Германии (конечная точка «Северного потока») до границы Германии и Чехии», – говорит Гривач. Согласно Третьему энергопакету, строить ГТС в Европу могут только компании, которые не занимаются добычей и продажей газа. Так, газ из «Северного потока» может легко поступать на юг Германии и далее в Восточную и Центральную Европу. Теоретически даже Украина сможет таким маршрутом получать российский газ (как и сейчас через Opal и другие газопроводы).

          Будущее украинской ГТС зависит от самого Киева 

          В 2008 году через Украину в Европу транспортировалось 117 млрд кубометров российского газа, в 2011 году уже 100 млрд, в 2011–2012 годах – 81–84 млрд, в 2014-м – 59 млрд, в 2015-м – 64 млрд. Осенью 2011 года как раз была введена первая ветка «Северного потока – 1», весной 2012 года – вторая ветка.

          Показательна статистика по доле транзита газа через Украину. В 2008 году транзит через Украину составлял 70% от общего экспорта Газпрома в Европу, в 2011 году – 67%, в 2012-м – 56%, в 2013-м – 50%, в 2014-м – 40%. На текущий момент доля Украины составляет 43% (за девять месяцев 2016 года), посчитал Гривач.

          В этом году, конечно, доля Украины останется на этом же уровне, потому что после принятия решения по Opal потребуется еще время для проведения аукциона. А вот в следующем году украинская газотранспортная система действительно лишится 10–15 млрд кубометров российского газа. Она потеряет примерно 5–7% своей транзитной доли в общем экспорте Газпрома в Европу, говорит Гривач.

          Реальна угроза и того, что украинская ГТС вообще может оказаться без транзита.

          Из-за «Северного потока» украинская ГТС уже лишилась транзита более 40 млрд кубометров российского газа в год. Благодаря расширению доступа к Opal в обход Украины пойдут еще 10–15 млрд кубов. «Северный поток – 2» рассчитан на поставки еще 55 млрд кубометров в год. «Турецкий поток» не менее важен – после ввода первой нитки Украина сразу потеряет транзит газа, который идет сейчас в Турцию, то есть около 15 млрд кубометров. После ввода второй нитки Украина лишится еще 15 млрд кубов, которые идут в Грецию, Болгарию и Италию.

          Впрочем, если Киев вместо того, чтобы жаловаться, предпримет реальные шаги по восстановлению своего национального достояния, то украинская ГТС может пригодиться и после 2019 года.

          «Если будет дополнительный гарантированный спрос, новые контракты под украинский маршрут, в рамках которых будет возможность провести модернизацию украинской ГТС, чтобы риски транзита в Европу не лежали на Газпроме, тогда этот маршрут будет использоваться, – говорит Алексей Гривач. – Дальнейшая судьба украинской ГТС зависит сейчас от тех, кто ею распоряжается. Смогут ли они сделать этот маршрут безопасным и привлекательным? Если спрос в Европе при этом на газ будет расти, тогда модернизированную украинскую ГТС можно будет использовать для транзита. Но не в текущих базовых условиях».

          И, конечно, если при заключении нового транзитного контракта с Газпромом Украина не выставит России заведомо невыполнимые и невыгодные условия.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............