Взгляд
22 июля, понедельник  |  Последнее обновление — 17:50  |  vz.ru
Разделы

Genesis G80 наступает на пятки немцам

Дмитрий Шутов, дизайнер, автомобильный эксперт
Genesis достаточно молодой игрок на рынке премиальных автомобилей и вряд ли он перетянет на себя всех поклонников немецких брендов. Но люди, выбирающие между комфортом и разумной тратой денег – его целевая аудитория. Подробности...

У русского кино две беды – цензура и свобода

Алексей Алешковский, сценарист
На фоне советского кинематографа даже семидесятых годов кино свободной России оказалось жалкой пародией. Но при этом в области сериалов мы сделали невероятный шаг вперед. Более того, Россия сейчас – один из мировых сериальных лидеров. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

По заветам товарища Кагановича

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
Новый украинский закон о языке обернётся ничем иным, как фактическим лингвоцидом большинства населения страны, который, на горе русским малоросского происхождения, всё никак не закончится. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

    В Москве появится храм с прозрачной стеной

    В долине реки Сетунь на западе Москвы построят православный храм в современном стиле со стеклянной восточной стеной, к которой примыкает алтарь. Через нее прихожане смогут видеть пейзаж долины
    Подробности...

    Российские звезды показали свою старость

    Российские звезды присоединились к популярному тренду в соцсетях – сделать и опубликовать собственную фотографию в старости. Не упустили возможности посмотреть на себя в будущем Евгений Плющенко и Яна Рудковская, Ксения Собчак и Артем Дзюба
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Верховная рада VIII созыва запомнилась драками, хамством и просмотром порно

    В пятницу прошло последнее пленарное заседание Верховной рады VIII созыва. В нынешнем составе парламент работал с октября 2014 года. За это время там произошло много курьезных случаев, например когда в декабре 2015 года премьер-министру Яценюку подарили букет роз и попытались силой унести на руках с трибуны
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Ford Focus навсегда уходит с российского рынка

        Кто виноват в уходе Ford из России

        Американский концерн Ford закрывает заводы, увольняет сотрудников и уходит из России. Его история в нашей стране – это пример головокружительного взлета и жесткого падения. Ford первым из иностранных автоконцернов открыл Россию после распада СССР, первым рискнул вложить деньги в автозавод и не прогадал. Что же заставило американцев сбежать с поля боя? Подробности...
        Обсуждение: 166 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Глава наблюдателей ОБСЕ сообщил о недостатке транспарентности на украинских выборах

          Главная тема


          От космического будущего Украины осталось только советское прошлое

          «Это слабая позиция»


          Эксперт назвал главные ошибки Москвы на Украине

          «знак уважения к России»


          Гитарист «Кино»: «Metallica» сыграла «Группу крови», как пэтэушники

          курс на запад


          Украинские гастарбайтеры планируют покинуть Польшу

          Видео

          образ жизни


          Америка проиграла войну с сексуальными домогательствами

          война внутри НАТО


          К покупке С-400 Турцию подтолкнула военная катастрофа 45-летней давности

          ближний восток


          Россию втягивают в танкерную войну

          рынок газа


          Польша помогает России с «Северным потоком – 2»

          викторина


          Знаменитые цитаты о России — фейк или не фейк?

          Хуторская мова


          Валерий Коровин: По заветам товарища Кагановича

          Свои чужаки


          Анна Долгарева: Ненависть превращает нас в озлобленных собак

          Американское прилунение


          Дмитрий Юрьев: Секта «налунунелетальщиков» и всемирный поход гендерастов

          на ваш взгляд


          Готовы ли вы расстаться с бумажным паспортом и перейти на электронный?

          Россия заставит украинцев больше платить за топливо

          Жители Украины тревожно смотрят на ценники на заправках   5 июня 2019, 20:49
          Фото: Александр Максименко/РИА Новости
          Текст: Николай Проценко

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          В Киеве звучат тревожные прогнозы о том, как скажутся на экономике Украины ограничения на поставку из России нефтепродуктов – санкции, введенные Москвой с 1 июня. Угроза действительно существует и выражается она главным образом в росте цен на топливо. И все же в значительной мере проблемы с поставками бензина и дизтоплива Украина организовала себе сама.

          Введенные Россией с 1 июня ограничения на поставку нефтепродуктов «возможно, создадут серьезные вызовы для страны, и мы должны быть к этому готовы». Об этом заявил накануне начала действия санкций секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Данилюк.

          Из России до недавнего времени поступало около 40% потребляемого Украиной дизельного топлива, и теперь украинскому бизнесу предстоит решать вопрос, каким образом его заместить. «Варианты диверсификации существуют. Некоторые могут требовать времени, некоторые просто приводят к росту стоимости продукта, например, бензина», – констатировал Данилюк.

          Стоимость горючего на Украине с начала года выросла и без российских ограничений. В апреле рост цен на АЗС вызвало подорожание топлива в оптовом звене. Причем особенно сильно подскочила стоимость газа, на который многие украинские автовладельцы перешли в последние годы из-за дороговизны бензина. В начале мая состоялся новый виток роста цен. По данным консалтинговой компании UPECO, средние цены на бензин А-92 на украинских АЗС достигли 29,03 гривны за литр (71,12 рубля), на А-95 – 30,15 гривны (73,87 рубля), на дизельное топливо – 29,65 гривны (72,64 рубля).

          Теперь украинцы со дня на день ждут нового повышения цен. О возможном росте розничных цен на топливо уже предупредил и Антимонопольный комитет Украины, напомнив, что около 80% нефтепродуктов от общего объема импорта ввозится на территорию страны из России и Белоруссии (в последнем случае – из российской нефти). В прошлом году, по данным Государственной фискальной службы Украины, физический объем импорта нефтепродуктов в страну вырос на 3%, до 8,062 млн тонн, а в ценовом выражении – сразу на 33,2%, до 5,541 млрд долларов (в связи с существенным ростом стоимости нефти). При этом доля Белоруссии в общей стоимости поставок составила 38,15%, доля России – 37,35%, на третьем месте с большим отрывом оказалась Литва (10,3%).

          На украинском топливном рынке у России и Белоруссии исторически сложилась разная специализация. Белорусские НПЗ поставляют на Украину главным образом бензин – их доля в импорте бензина доходит до 80%, а остальное закрывают Мажейкяйский НПЗ в Литве и польские поставки. Но объем потребления бензина на Украине снижается, прежде всего из-за уже упомянутого перехода автомобилистов на газ. Совсем другое дело – поступавшее в основном из России дизельное топливо, критически необходимое для «великой аграрной державы». В прошлом году объем его потребления на Украине вырос на 7%, до 5,33 млн тонн.

          Собственная добыча нефти на Украине мизерна в сравнении с потребностями страны – в прошлом году она составила всего 1,5 млн тонн. Но от советской экономики Украина унаследовала сразу шесть НПЗ, которые в общей сложности могли перерабатывать 42,6 млн тонн нефти. Однако пять из них были остановлены задолго до событий Евромайдана, а шестой – самый мощный Кременчугский НПЗ, оказавшийся под контролем группы «Приват» Игоря Коломойского – работает с неполной загрузкой. При мощности по сырью в 18 млн тонн, он в 2017 году переработал всего около 2,3 млн тонн нефти. Кроме того, на Украине действует еще газоперерабатывающий завод при Шебелинском газоконденсатном месторождении в Харьковской области, но объемы его продукции также минимальны.

          По данным украинской консалтинговой группы «А-95», за первые два месяца этого года Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ выпустили 138 тыс. тонн бензина, что повысило долю бензина внутреннего производства на украинском рынке до 51%. Но считать это большим достижением не приходится, поскольку производство украинских заводов почти не выросло, а импорт из Белоруссии и Литвы упал на 11,4%.

          С 1991 года добыча нефти на Украине упала в три раза, нефтепереработка – в 20 раз, констатирует киевский экономический аналитик Денис Гаевский. В отличие от Белоруссии, которая сделала одной из главных статей своих доходов переработку российской нефти, Украина этой возможностью воспользоваться не смогла. «Российскую нефть Украина перестала покупать еще при Януковиче, с марта 2012 года. С тех пор нефть закупается в Азербайджане, были небольшие партии из Казахстана плюс газоконденсат из Ирана. Но вообще нефтепродукты украинские бизнес-группы предпочитают импортировать в готовом виде: из-за налоговой политики это дешевле, чем закупать нефть и ее перерабатывать», – поясняет Гаевский.

          Хорошей иллюстрацией этого утверждения могут служить сорвавшиеся планы по наращиванию переработки на Кременчугском НПЗ. На 2017 год Сергей Кошелюк, зампред правления ПАО «Укртатнафта», в которое входит предприятие, анонсировал увеличение переработки более чем на треть, до 3,3 млн тонн, а в дальнейшем и до 4-5 млн тонн сырья в год. Для этого с азербайджанской нефтяной госкомпанией Socar был подписан контракт на поставку нефти танкерами в Одессу, а затем был запущен в работу нефтепровод Одесса – Кременчуг. Но в итоге объем переработки нефти на заводе в 2017 году вырос на скромные 7%. Из законтрактованных объемов азербайджанской нефти в 1,3 млн тонн было выбрано только 960 тыс. тонн, а группа «Приват» отказалась покупать украинское сырье на аукционах.

          В первом полугодии прошлого года объемы переработки нефти на Кременчугском НПЗ вообще упали до показателей начала 2017 года (1,1 млн тонн сырья). И. о председателя правления ПАО «Укртатнафта» Алексей Плакасов пояснил тогда, что снижение производства связано с возросшей конкуренцией со стороны белорусских НПЗ, на 100% загруженных российской нефтью, и отсутствием действий правительства Украины по защите внутреннего рынка от недобросовестного импорта. В последней формулировке содержался намек на лоббистские усилия Игоря Коломойского по ограничению поставок на Украину топлива из России и Белоруссии с целью увеличить загрузку Кременчугского НПЗ. Эти усилия не увенчались успехом, но на помощь пришла Россия, введя новый пакет санкций против Украины.

          Однако чтобы существенно увеличить внутренние объемы нефтепереработки, украинским НПЗ требуются не только благоприятные налоговые режимы и протекционизм, но и существенные инвестиции. По оценкам украинских экспертов, страна способна выйти на самообеспечение нефтепродуктами в течение нескольких лет, но для этого потребуется вложить около 17 млрд долларов. Понудить собственных олигархов к добровольно-принудительной модернизации НПЗ, как это было сделано в России, украинское государство не было в состоянии ни при Викторе Януковиче, ни при Петре Порошенко.

          Наиболее перспективным кандидатом на модернизацию еще во времена Януковича выглядел Одесский НПЗ мощностью переработки 2,8 млн тонн нефти в год. Обсуждалась схема поставок сырья на завод танкерами либо возобновление работы нефтепровода от Одессы до города Броды в Львовской области, примыкающего к нефтепроводу «Дружба». Но для перезапуска завода требуется сначала разобраться с его долгами, а затем вложить очень серьезные средства в реконструкцию. В марте региональное отделение Фонда госимущества Украины в Одесской области сообщило о неутешительных итогах инвентаризации Одесского НПЗ: многие установки предприятия, включая важнейший компонент нефтепереработки – ректификационные колонны, утратили свою работоспособность.

          В долгосрочной перспективе Украина имеет шансы снизить зависимость от нефтепродуктов за счет увеличения доли газового топлива – запасы газа в стране достаточно велики.

          Украине нужно постепенно развивать проекты малотоннажного СПГ и переводить на него железнодорожный и водный транспорт, считает Денис Гаевский. Но в ближайшие несколько лет при сохранении ограничений с российской стороны альтернативы поискам новых поставщиков горючего, прежде всего дизеля, нет.

          Сокращение поставок российского дизтоплива и сжиженного газа – это решаемая проблема, считает глава консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Он напомнил, что в 2015–2016 годах Украина девять месяцев уже жила без российских поставок нефтепродуктов. «И ничего. Перекрывались морем и внутренней переработкой. Проживем и сейчас, хотя цена на дизтопливо подрастет на 1-1,5 гривны за литр, на газ, скорее всего, более существенно», – считает Куюн. По его словам, пока и по дизелю, и по газу есть неплохие запасы, поэтому переход в новый режим будет плавным. Подобную позицию разделяют и украинские власти. «Даже если речь идет о нефтепродуктах, у нас есть весь мир, у которого мы можем покупать качественные продукты», – заявил глава правительства Украины Владимир Гройсман.

          К тому же на Украине ожидают, что импорт российского горючего прекратится лишь частично. По утверждению украинского издания EnKorr со ссылкой на «осведомленные источники из окружения российских нефтяных компаний», Минэкономразвития РФ уже выдало разрешения на поставки дизельного топлива и сжиженного газа на Украину в июне, снизив их на 30-50% от майского уровня.

          По мнению российского политолога Станислава Смагина,

          ограничение поставок топлива на Украину будет важным фактором в дальнейших российско-украинских отношениях. И возникли новые санкции не случайно именно в момент ухода Петра Порошенко с поста президента Украины.

          «По предвыборным обещаниям и риторике в отношении Донбасса и России Зеленский выглядел в теории более вменяемым кандидатом, чем Порошенко. С другой стороны, Порошенко был более близок российскому правящему классу и ментально, как представитель одной генерации постсоветской элиты, и в части общих финансово-хозяйственных дел и интересов. Поэтому избрание Зеленского было встречено столь холодно, а за ним последовал известный указ о паспортизации ЛДНР», – отмечает Смагин.

          Ограничения на импорт горючего также вписываются в эту логику, хотя, полагает политолог, они в большей степени имеют отношение к предстоящим переговорам о новом контракте на транзит российского газа.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............