Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Глава МИД Украины счел «вопросом времени» членство страны в ЕС и НАТО

28 ноября, воскресенье  |  Последнее обновление — 02:39  |  vz.ru
Разделы

Почему Сталин не позволил раздробить Германию

Тимур Шерзад, журналист
Рузвельт предлагал расчленить Германию на пять частей, и, вдобавок, организовать «международную зону» из Рура и Саара, фактически лишив немцев «индустриального сердца» страны. Черчилль хотел нарезать германские земли еще мельче. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

Иса Джавадов, Историк, востоковед
Ряд политических сил в Армении сводят конструктивный нейтралитет России во второй карабахской войне и ее мирные инициативы к продолжению дискурса «предательского Карсского договора 1921 года». Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Американская элита считает, что у преступности есть раса

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если кто-то думал, что расовый вопрос в США самоликвидировался после ухода с поста президента Дональда Трампа, то он ошибался. Расовые проблемы в стране только усугубляются – и отравляют американскую систему. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

    Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

    Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды
    Подробности...

    В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

    Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
    Подробности...

    В Москве прошел десятый бал дебютанток Tatler

    Накануне в Москве в Доме Пашкова состоялся юбилейный Бал дебютанток Tatler. Очередное крещение юных героинь светской хроники стало первым после начала пандемии. Важное светское событие не смогли пропустить Евгений Цыганов, Филипп Киркоров, Настя Ивлеева, Яна Рудковская, Полина Гагарина и другие звезды
    Подробности...
    Обсуждение: 9 комментариев


        Автомобилей не хватает на всех желающих

        Автолюбителей заставили переплачивать за дефицит новых машин

        Уже два месяца в России падают продажи новых автомобилей, хотя спрос на машины остается стабильным. В автосалонах не хватает машин на всех желающих. Дилеры начали устанавливать свои «правила игры». О скидках можно забыть чуть ли не до конца следующего года, уверяют участники рынка. Кто виноват в дефиците и как купить машину со скидкой? Подробности...
        Обсуждение: 65 комментариев

        В России наладят массовый выпуск электромобилей Lada

        Когда россияне пересядут в электромобили

        Российский концерн «АвтоВАЗ» решил не отставать от мирового тренда на электромобили – и уже к 2028 году представит россиянам машину Lada, заряжающуюся от розетки. Первая попытка завода создать массовый электромобиль в России ранее потерпела полное фиаско. Однако на этот раз планы «АвтоВАЗа» могут оказаться вполне успешными. Что же изменилось? Подробности...
        Обсуждение: 329 комментариев

        18-летняя девушка, сбившая трех детей, получила водительское удостоверение в 2020 году

        Сбившая на переходе троих детей москвичка вызвала волну гнева

        Решение столичного суда отправить под домашний арест 18-летнюю москвичку, сбившую на пешеходном переходе троих детей, двое из которых погибли, вызвало возмущение как в блогосфере, так и среди политиков. Что послужило причиной ДТП, какое наказание грозит автолюбительнице и как исключить подобные трагедии в будущем? Подробности...
        Обсуждение: 245 комментариев
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:Глава МИД Украины счел «вопросом времени» членство страны в ЕС и НАТО

          Главная тема


          Кому выгодно запустить «Северный поток – 2» без сертификации

          акция госдепа


          Нарышкин: Украина для США - расходный материал

          госпереворот


          Янукович оспорит свое отстранение с поста президента через суд

          психические расстройства


          Пережившие коронавирус начали сталкиваться с «ковидным туманом»

          Видео

          конфликт в Донбассе


          Украину придется принудить к миру на новых условиях

          саммит демократий


          США собирают силы для длительной осады России

          270 долларов за газ


          Зачем Россия сделала Сербии щедрый подарок

          пенитенциарная система


          Восстановление престижа ФСИН поручили «жесткому» генералу МВД

          авторынок в пандемию


          В чем секрет китайского автомобильного чуда в России

          расовые проблемы


          Геворг Мирзаян: Американская элита считает, что у преступности есть раса

          стратегические высоты


          Иса Джавадов: Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

          передел мира


          Тимур Шерзад: Почему Сталин не позволил раздробить Германию

          на ваш взгляд


          Как изменились ваши опасения заразиться коронавирусом в последнее время?

          Энергетический кошмар Китая сулит России большие прибыли

          Россия может дать Китаю не только уголь, но и электричество   6 октября 2021, 11:04
          Фото: REUTERS/Tom Yz
          Текст: Алексей Анпилогов

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Китай испытывает один из самых масштабных энергетических кризисов в истории: отключения электричества уже коснулись 100 миллионов его жителей, а под угрозой «темного будущего» еще столько же. Как Россия может помочь КНР и, с другой стороны, использовать этот китайский кризис себе во благо?

          Китайский энергетический кризис грянул внезапно, хотя его предпосылки складывались десятилетиями. Дело в том, что главной ставкой в энергетике КНР давно был уголь – сегодня Поднебесная получает более трех четвертей необходимой стране энергии именно из всех видов угля, каменного и бурого. Китай обладает серьезными запасами этого полезного ископаемого, а по его добыче и вовсе занимает первое место в мире, добыв в 2020 году без малого 3840 млн тонн угля.

          Однако даже такой внушительный объем добычи не может покрыть потребностей Китая. В том же 2020 году в стране использовали 4040 млн тонн угля, что заставляет Пекин во все больших объемах импортировать уголь – в прошлом году Китаю пришлось завезти около 200 млн тонн угля. Опять-таки, для сравнения с мировыми реалиями: вся добыча угля в России в 2020 году составила 402 млн тонн, а в Австралии – 550 млн тонн. Причем потребителем австралийского и российского дальневосточного угля вполне ожидаемо стал именно Китай.

          Попытки как-то интенсифицировать собственное китайское производство угля уже давно выглядят как известный «бег Красной королевы» из книжки «Алиса в Зазеркалье». В русском переводе Красная королева стала черной, однако суть ее фразы, адресованной Алисе, осталась неизменной: «Нужно бежать очень быстро, чтобы только оставаться на месте. Если же ты хочешь куда-то попасть, нужно бежать вдвое быстрее».

          Именно в такой ситуации оказалась угольная промышленность Китая. Большая часть удобных и доступных месторождений угля в КНР уже истощена, а разрабатывать приходится все более и более сложные и глубокие залежи, причем в самых удаленных и негостеприимных районах страны. Китаю приходится строить новые железные дороги, в бешеном темпе осваивать новые пласты угля, планировать и обустраивать дополнительные шахты и горизонты, повсеместно внедрять автоматизацию добычи угля и делать еще массу очень сложных и затратных вещей. Например, 1000-метровая отметка шахтной добычи, на которой повсюду в мире добычу угля просто бросают, в Китае – уже суровая повседневная реальность.

          Однако огромная добыча КНР имеет и обратную сторону медали. Каждый год истощается масса старых месторождений, что и создает тот самый «бег Красной королевы» в угледобыче Китая: новая добыча только с трудом компенсирует уменьшение старой. В итоге планы по росту добычи угля не выполняются: к 2020 году Пекин планировал добывать 3900 млн тонн угля на своей территории, но смог добыть на 60 млн тонн меньше. Относительная разница, в общем-то небольшая, всего около 1,5% – но она больше, чем, например, добыча угля всей Украины вместе с Донбассом.

          Кроме того, в нынешней катастрофе с электроэнергией сыграли свою роль быстрое восстановление экономики КНР после ухода волны пандемии COVID-19 и продолжающийся рост благосостояния граждан Китая. Промышленность и население уже в начале 2021 года стали активно наращивать потребление электроэнергии, к чему энергетика КНР оказалась просто не готова.

          Ну и, наконец, ни к чему хорошему не привел «зеленый поворот» в энергетике Китая. Ставка на ветряки и солнечные панели оказалась проигрышной – на каждый реальный киловатт их мощности пришлось создавать по три–четыре киловатта установленной. Ведь все эти источники производят электроэнергию не тогда, когда это необходимо сети, а когда они могут, да и делают это все равно непостоянно.

          Выходом для КНР на «зеленом» пути могла бы стать массовая постройка ГЭС, но реки страны уже достаточно зарегулированы. Китаю надо осваивать Тибет: например, планы освоения тибетской реки Цангпо (Брахмапутры) включают постройку на ней двух ГЭС мощностью 38 и 44 ГВт. О масштабе этих проектов наглядно говорит то, что вся установленная мощность немаленькой энергосистемы России, которая складывалась и строилась на протяжении целого века, в 2020 году составила всего лишь 246 ГВт. Но эти планы явно запаздывают – энергетический кризис в КНР уже вступил в острую фазу.

          То же касается и программы постройки китайских АЭС. Новые атомные блоки надо строить годами, а электричество необходимо сегодня. В общем, резюмируя ситуацию в Китае: своего угля нет, население и промышленность требуют электроэнергию и тепло во все возрастающем темпе, «зеленый» путь развития энергетики долог и тернист, а атомная генерация тоже требует времени на постройку.

          Китайские власти уже запросили у России переброску дополнительной мощности из российской энергосистемы через трансграничные ЛЭП. Конечно, такая сделка, скорее всего, состоится и приобретет регулярный характер – ведь, как уже было сказано, проблемы КНР в энергетике имеют системный характер и кризис из нынешнего, острого, легко может перейти в хроническую стадию. Однако стоит понимать, что резервные возможности российской энергосистемы в Азии не столь велики. Особенно если соотнести их с дефицитом электроэнергии в огромной энергосистеме Китая.

          Поэтому на долгосрочную перспективу речь может идти о создании дополнительной поддерживающей российской инфраструктуры, которая может помочь КНР преодолеть или хотя бы сгладить энергетический кризис. Ну а для России такая инвестиция станет надежным источником постоянного и гарантированного заработка. Ведь, как уже было сказано, проблемы КНР с углем, «зелеными» источниками, постройкой ГЭС и АЭС и ростом своего потребления электроэнергии никуда не исчезнут и через десятилетие.

          Во-первых, Россия может «дать Китаю угля». ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) готово построить на Дальнем Востоке еще одну широтную железнодорожную магистраль – от Эльгинского месторождения угля в Якутии в направлении Тихого океана. Строительство будет осуществляться совместно с компанией «Эльгауголь», которая разрабатывает это месторождение. Железная дорога должна выйти к Охотскому морю в районе населенного пункта Аян и позволит отправлять на экспорт до 45 млн тонн угля. Главным потребителем якутского угля ожидаемо будет Китай.

          Ровно такие же планы РЖД имеет и на расширение БАМа. К 2030 году БАМ должен увеличить свою провозную способность с 43 до 126 млн тонн в год, то есть в 2,9 раза, и фактически стать «вторым Транссибом». Главным грузом для нового БАМа должен стать уголь Нерюнгринского угольного месторождения. Федеральная сетевая компания ЕЭС России под эти цели реализует план мероприятий по электроснабжению БАМа и Транссиба. Рассчитанная до 2024 года программа общей стоимостью более 100 млрд рублей должна выдать двум этим дорогам около 1,2 ГВт электрической мощности – столько, сколько производит, например, один атомный энергоблок ВВЭР-1200 последнего поколения. Это позволит перевезти дополнительно 120 млн тонн грузов по обеим магистралям, причем большая часть прироста придется именно на БАМ – Транссиб уже и так перегружен.

          На этом планы увеличения перевозок угля с российского Дальнего Востока пока что практически исчерпываются – железные дороги не построить за год, условия в российской тайге и тундре для этого отнюдь не тепличные. Вторым фактором может стать рост поставок Китаю российского природного газа – им можно заменить потребление угля на угольных ТЭС в КНР, испытывающих дефицит топлива. Китай проявляет все большую заинтересованность в реализации проекта нового газопровода, получившего в схеме развития газового хозяйства название «Союз-Восток». В прошлом он был известен как «Алтай», но за последние годы его концепция поменялась с учетом уже построенной «Силы Сибири». В отличие от уже введенной в эксплуатацию «Силы Сибири», ресурсной базой «Союз-Востока» должны стать месторождения Западной Сибири, до сих пор служившие эксклюзивным источником поставок газа для Европы.

          Проектируемый «Союз-Восток» будет опираться на новые газовые месторождения полуостровов Ямал и Гыдан, которые входят в обширную и хорошо освоенную газовую провинцию Западной Сибири. Это позволит России радикально снизить зависимость от европейского рынка – при острой на то необходимости или в случае прямого отказа Брюсселя от наших поставок освободившиеся объемы смогут «по щелчку пальцев» уйти по новым трубам на азиатские рынки.

          Генеральная схема развития газовой отрасли России предполагает соединение «Союз-Востока» с уже существующей «Силой Сибири» а также сооружение еще одной газовой перемычки – между «Силой Сибири» и действующим газопроводом «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». При постройке этих двух коротких перемычек Россия получит единую газовую систему от Санкт-Петербурга до Владивостока – с выходом газовых труб ко всем крупным морским портам.

          Строительство таких интерконнекторов позволит обеспечить ресурсную базу для еще одного амбициозного проекта России – завода по сжижению природного газа во Владивостоке. В таком варианте «Союз-Восток», действующая «Сила Сибири» и шельфовые месторождения в рамках проекта «Сахалин-3» смогут обеспечить единый маршрут переброски практически любых объемов газа на новые глобальные рынки.

          Ну и, наконец, надо продолжать продавать Китаю электроэнергию!

          В 2021 году принято давно ожидавшееся решение об увеличении мощности Нерюнгринской ГРЭС путем постройки на ней еще двух энергоблоков суммарной мощностью 450 МВт вдобавок к существующим 570 МВт. Окончание строительства и ввод в эксплуатацию оборудования второй очереди планируется на 2026 год, и сейчас стройка разворачивается уже полным ходом. Пока что главным потребителем электроэнергии этой ГРЭС, как уже было сказано, будут БАМ и Транссиб, однако потенциал Нерюнгри даже после постройки новых энергоблоков не будет использован полностью.

          То же касается и огромного Эльгинского месторождения в Якутии: его запасы составляют 2,2 млрд тонн – это в семь раз больше, чем на Нерюнгри. Таким образом, ТЭС на Дальнем Востоке России обеспечены собственным углем на десятилетия вперед – равно как и стабильным экспортным рынком в лице Китая. Причем надо понимать, что продажа электроэнергии – это сделка с высокой добавочной стоимостью, выгодная России и крайне необходимая КНР.

          Конечно, такой масштабный проект развития российской энергетики потребует решения массы проблем – начиная от инженерной задачи постройки ТЭС в условиях вечной мерзлоты и заканчивая вопросом эффективной переброски выработанной мощности на тысячи километров, что требует создания специальных ЛЭП постоянного тока. Однако это все «приятные хлопоты»: ведь это означает и освоение наших территорий, создание инфраструктуры, которая послужит не только нам, но и нашим потомкам.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............