Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Елисейский дворец сообщил об отставке премьера Франции Жана Кастекса

16 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 19:04  |  vz.ru
Разделы

Америка из-за Украины остается безоружной

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Возникает вопрос о вменяемости администрации Байдена, которая тратит астрономические суммы на военную помощь Украине, хотя эти траты не имеют смысла: почти все поставленное Киеву оружие уничтожается, а российская армия по-прежнему имеет стратегическую инициативу. Подробности...

Ядерное оружие в экономической войне

Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Если избыточные объемы российской нефти по тем или иным причинам не удастся реализовать на азиатских рынках, речь может пойти о сокращении добычи, восстановить которую, как известно, быстро не получится. Такой сценарий чреват возникновением глобального дефицита энергоресурсов уже в долгосрочной перспективе. Подробности...

МИДу нужны жесткие действия в пяти странах

Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
В последнее время сразу пять стран дали повод говорить о том, что возможности спокойного разговора России с ними, присущего дипломатам, исчерпаны. И открывает этот список Литва. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

    Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

    Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
    Подробности...

    В Москве прошел парад в честь 77-летия Победы

    На Красной площади состоялся парад в ознаменование 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Вслед за обращением президента Владимира Путина по площади прошли военные расчеты и 131 единица гусеничной и колесной техники. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

    В отеле в центре Гаваны прогремел мощный взрыв

    В пятницу в отеле «Саратога» в центре Гаваны произошел взрыв, в результате которого во внешней стене здания образовалась дыра в несколько этажей. В результате ЧП погибли восемь человек и еще 30 были госпитализированы. Под завалами могут находиться еще 13 человек
    Подробности...


        Стало известно, какие модели сможет производить АвтоВАЗ без западных комплектующих

        На каких автомобилях будут ездить россияне

        Авторынок России оказался в сложнейшей ситуации – ему грозит падение числа продаж новых машин вдвое. Не смог противостоять политическому давлению даже Renault, который больше других инвестировал в Россию. На потребительском уровне – дефицит, небывалый рост цен и сомнительные сделки. Однако «АвтоВАЗ» готовится скоро выпустить импортозамещенные модели. Что это будут за автомобили? Подробности...
        Обсуждение: 111 комментариев

        Россия вплотную занялась импортозамещением в автопроме

        Как российскому автопрому обрести больше свободы от импорта

        Россия намерена сама себя обеспечивать автокомпонентами и зарабатывать на их экспорте. История с дефицитом микрочипов, которая остановила сборочные автозаводы по всему миру, высветила и в России критическую зависимость от импорта. Однако насколько желание сделать российский автопром независимым соотносится с реальными возможностями? Подробности...
        Обсуждение: 73 комментария

        Россияне начали активно скупать китайские автомобили

        В чем секрет китайского автомобильного чуда в России

        Пандемия перевернула автомобильный рынок России с ног на голову: рынок покупателя ушел в прошлое, правила диктуют продавцы, констатируют эксперты. Дефицит живых машин вернул бизнес по продаже виртуальных очередей. Продажи падают уже четыре месяца подряд, но рост цен и не думает останавливаться. В этом автомобильном апокалипсисе на коне оказались китайские марки. Как им это удалось? Подробности...
        Обсуждение: 102 комментария
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:Елисейский дворец сообщил об отставке премьера Франции Жана Кастекса

          Главная тема


          Выявлено истинное отношение американцев к Украине

          итоги переговоров


          Минобороны: Начат вывоз раненых боевиков с «Азовстали» в ДНР

          решение риксдага


          Правительство Швеции приняло официальное решение о вступлении в НАТО

          российский автопром


          В Минпромторге заявили о планах производства Renault Duster под брендом Lada

          Видео

          удары по штабам


          Как лишить украинскую армию мозга

          новые модификации дронов


          Спецоперация выявила самые нужные для армии беспилотники

          объявление независимости


          Преступления ВСУ против мирных жителей приведут к развалу Украины

          нефтяное эмбарго


          Четыре причины неготовности ЕС отказаться от российской нефти

          нападение на Новоазовск


          План выхода «Азова» на границу с Россией принадлежит США

          резко и решительно


          Вадим Трухачёв: МИДу нужны жесткие действия в пяти странах

          дефицит энергоресурсов


          Глеб Простаков: Ядерное оружие в экономической войне

          вменяемость администрации


          Владимир Прохватилов: Америка из-за Украины остается безоружной

          на ваш взгляд


          Как возрождать автозавод «Москвич»?

          2021-й перевернул представление о рыночной экономике

          Микроэлектроника стала одной из наиболее пострадавших отраслей в 2021 году   8 января 2022, 10:50
          Фото: REUTERS/Lim Huey Teng
          Текст: Михаил Кувырко

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          2021 год, скорее всего, войдет в историю мировой экономики как год великого дефицита. Во всем мире резко вырос спрос на многие товары – от электроники и автомобилей до стройматериалов и природного газа. Год был отмечен и невиданным за долгое время всплеском инфляции. Почему все это произошло и как долго продлится?

          До пришествия коронавируса дефицит считался неотъемлемым признаком социалистической экономики. В рыночной экономике этой проблемы, казалось, не могло быть по определению. За последние пару лет мировая экономика определенно не перестала быть рыночной, но на многих рынках дефицит уже стал вполне хроническим состоянием. И если еще в начале 2021 года казалось, что проблемы, порожденные в глобальной логистике серией локдаунов, скоро начнут отступать, то теперь дефицит и спровоцированная ими инфляция все больше воспринимаются как некая новая реальность.

          Уже не временные трудности

          Наиболее характерный пример – производство электронных чипов, исторически сосредоточенное лишь в нескольких местах на планете. Первоначально нехватка чипов возникла из-за карантина на заводах на Тайване, но затем в дело вмешались совсем другие факторы. В начале года уровень предложения уже отставал от спроса примерно на 30%. Увеличить его быстро не удалось, поскольку Тайвань столкнулся с небывалой засухой, которая привела к дефициту электроэнергии и воды, необходимых для производства чипов.

          Увеличить мощности энергосистемы острова можно тривиальным способом – просто построить новый терминал по приему СПГ. Но против этого выступили экологи, и вопрос о том, строить ли терминал, был вынесен на референдум. Не так давно с небольшим отрывом победили противники проекта. А быстро развернуть производство чипов в других странах не получится – это слишком сложный бизнес.

          Кризис на рынке микрочипов незамедлительно затронул их непосредственных потребителей – производителей бытовой электроники и автомобилей. На протяжении всего 2021 года одной из регулярно повторяющихся новостей мирового автопрома были сообщения его лидеров о сокращении выпуска. По оценке, приведенной в сентябрьском исследовании компании IHS Markit, из-за нехватки микросхем количество непроизведенных машин перевалило за семь миллионов штук.

          Дефицит новых автомобилей и рост цен на них сразу же спроецировались на вторичный рынок: подержанные машины тоже сильно подорожали. Согласно недавней оценке аналитиков сервиса «Авито Авто», за десять месяцев автомобили с пробегом возрастом до семи лет в России выросли в цене на 42% дороже, чем за тот же период прошлого года, а в среднем за машину с рук просили 930 тыс. рублей.

          Еще сильнее в России подорожали из-за дефицита некоторые виды стройматериалов: например, такие банальные товары, как плиты ДСП и металлочерепица. Из-за того, что благодаря пандемии многие россияне стали перебираться в загородное жилье, а одновременно вырос экспортный спрос на эту продукцию, ее цена подскочила в разы. В ситуацию даже пришлось вмешиваться антимонопольным органам: в феврале они возбудили дело против одного из ведущих отечественных производителей древесных плит, обнаружив, что их стоимость выросла на невероятные 300%.

          Неуверенные инфляционные ожидания

          Главы центробанков некоторых стран, которые сейчас повышают учетные ставки, чтобы обуздать инфляцию, выражают надежду, что в следующем году ситуация нормализуется. Например, председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, комментируя недавнее увеличение ключевой ставки до 8,5%, отметила, что к концу года цены на некоторые товары – те же плиты ДСП и металлочерепицу – стали сдавать назад.

          Такую же гипотезу выдвинула и глава Европейского центробанка Кристин Лагард, комментируя резкий скачок инфляции в Евросоюзе. В Германии, например, она сейчас находится на тридцатилетнем максимуме – прежде всего из-за роста цен на энергоресурсы, спровоцированного дефицитом газа на мировом рынке. 

          Непосредственные участники рынков настроены пессимистично. «Позитивную динамику на рынке чипов, как бы этого ни хотелось, мы пока не видим. Надеемся, что ситуация стабилизируется к концу 2022 года», – говорит технический директор московской компании «АТБ Электроника» Степан Фионов. По его словам, сейчас ощущается нехватка практически всех материалов, которые используются при производстве микросхем, что приводит к увеличению стоимости сырья и самих чипов.

          По самым позитивным прогнозам, добавляет руководитель автомобильного экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков, улучшение ситуации с полупроводниками и возврат к привычным темпам производства автомобилей стоит ожидать не раньше II-III кварталов 2022 года. На данный момент, говорит руководитель направления вычислительных инфраструктур ИТ-компании КРОК Александр Сысоев, сроки поставок оборудования, содержащего микрочипы, по уже заключенным контрактам достигают 12 месяцев. Эта ситуация транслируется дальше по цепочке: тормозятся все проекты заказчиков оборудования, что сдерживает цифровизацию и автоматизацию их бизнеса.

          «В течение 2022 года кризис по-прежнему будет оказывать влияние на все секторы экономики, – прогнозирует Сысоев. – Однако есть предпосылки считать, что заказчики адаптируются. Они ищут аналоги, продлевают срок жизни оборудования, переходят на арендные схемы, мигрируют в облачные решения. Производители чипов, в свою очередь, делают все возможное, чтобы нейтрализовать ситуацию. Предполагаем, что дальше, особенно в 2023 году, наступит время реализации отложенного спроса».

          Цены на автомобили, считает завкафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия» Галина Чернухина, в 2022-2023 годах могут стабилизироваться, но при этом производители, скорее всего, предсказуемо захотят возместить убытки, которые им пришлось понести во время кризиса. «В соответствии с экономическими законами неудовлетворенный спрос на товары будет компенсирован ростом цен на них, – констатирует экономист. – В статистических показателях прогнозируется восстановление экономики до уровня, который был до пандемии, но ее последствия далеко не устранены: остается значительная неопределенность в отношении уровня инфляции и в целом по поводу перспектив восстановления мировой экономики».

          Потребитель заплатит за всё

          Безусловно, многое в борьбе с мировой инфляцией будет зависеть от активных действий центробанков. Федеральная резервная система США, отмечает ведущий экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Петр Пушкарев, не зря перестала использовать определение «временная» применительно к инфляции в стране. Рост цен американских производителей в среднем за год составил почти 9,6%, а официальная потребительская инфляция подобралась к 7% – таких показателей США тоже не видели несколько десятилетий. В следующем году ФРС может провести трехкратное повышение ставки, заявил недавно председатель американского центробанка Джером Пауэлл.

          Но привычная для регуляторов игра на повышение ставок может не сработать быстро. А главное, этот эффективный препарат для лечения инфляционных обострений уже не выглядит слишком сильным после той денежной накачки, которая состоялась в 2020 году.

          «Высокая инфляция, дефициты и биржевые шараханья могут стать нормой в ближайшие три-пять лет – слишком разбалансировали политики и центробанки мировую экономику, – говорит экономический аналитик портала «СОНАР-2050» Иван Лизан. – Для адаптации к новым реалиям понадобятся годы, а триллионы напечатанных в 2020 году долларов еще долго никуда не денутся – они продолжат гулять по биржам».

          Ближе ко второй половине следующего года скорость раздувания глобальной инфляции, вероятно, станет ниже, но перед этим она успеет дать еще один-два сильных всплеска, считает Петр Пушкарев. В результате средние показатели инфляции во многих регионах мира могут оказаться еще выше, чем в 2021 году, а дефицит еще даст о себе знать:

          «Топливо, металлы и другое сырье, стройматериалы обойдутся производителям еще дороже, причем не только из-за сохраняющихся сбоев в цепочках поставок. Сами эти логистические сбои и дефициты могут усилиться благодаря настойчивым усилиям бизнеса как можно быстрее наверстать гигантские накладные расходы и потери, понесенные за время пандемии. Темп заказов, оборотов, поставок будет нагнетаться в предчувствии возможно скорого конца пандемии, но предприниматели не могут быть в этом уверены, поэтому все будут спешить. В этом цейтноте, отбивая затраты на фоне продолжающегося роста цен, заказчики, поставщики и производители будут ценить время дороже денег.

          Ну а расплачиваться за всю возникшую толчею и новые сбои неизбежно придется простому конечному потребителю».

          А непростые потребители, продолжает Пушкарев, будут пытаться уберечь свои деньги от инфляции в товарах премиум-класса: автомобилях, недвижимости, инновационной электронике, а вслед за их растущими аппетитами будут формироваться новые дефициты. Поэтому, считает эксперт, ситуация в сфере поставок полупроводников и других комплектующих для ИТ останется непростой. Проблемы будут сохраняться и в логистике: по-прежнему дорого будут обходиться фрахт судов, транспортировка по железной дороге; вероятно, останется нехватка контейнеров и рабочих рук дальнобойщиков.

          Хуже того, уже в ближайшее время могут возникнуть дефициты на тех рынках, которые раньше их благополучно избегали. В конце 2022 – начале 2023 года есть вероятность формирования дефицитов в отдельных сегментах АПК, считает аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Александр Осин. Источник проблемы, по его словам, заключается в росте стоимости удобрений, прежде всего азотных, стоимость которых зависит от динамики цен на газ. В 2021 году некоторые мировые производители удобрений уже были вынуждены остановить производство из-за того, что при текущих ценах на газ оно перестало быть рентабельным.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............