Взгляд
29 января, среда  |  Последнее обновление — 21:40  |  vz.ru
Разделы

Мы не хотим, чтобы нам хамили за наши деньги

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Если сейчас чувашский губер слетит со своего места – это будет первый случай, когда гражданское, в полном смысле этого слова, общество сказало: «хватит». Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

На самом деле Чехов ненавидел интеллигенцию

Владимир Можегов, публицист
Русская литература в своем нравственном горении, быть может, единственная христианская литература нового времени, кончается с Чеховым и декадентами, как интеллигенция кончается с Лениным. Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

Это не либерализм, а просто какая-то социопатия

Сергей Худиев, публицист, богослов
Ну да, гадость какая-то, неприятно, но мы же должны быть за свободу, разве не так? Нет, конечно, не так. Здесь речь не о свободе. А о разрушении тех основ человеческого общежития, которые только и делают свободу возможной. Подробности...
Обсуждение: 50 комментариев

    НАСА презентовало первый в истории МКС модуль для космического туризма

    НАСА обнародовало планы по доставке на МКС первого в истории коммерческого модуля, предназначенного, в первую очередь, для космических туристов. Американское агентство также считает, что этот модуль поможет подготовке будущих миссий на Луну и Марс
    Подробности...

    Подаренное Эрдоганом зеркало привело Меркель в восторг

    На церемонии открытия немецкого университета в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган подарил Ангеле Меркель изящное инкрустированное зеркало. Подобные зеркала в дорогой оправе использовались во дворцах султанов и символизируют силу и богатство. Подарок вызвал у канцлера бурные эмоции
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россия ограничивает пассажирское сообщение с Китаем

        Главная тема


        Российские стройки подвергнутся большим переменам

        подготовка провокации


        В Киеве захотели отправить в «марш на Крым» тех, «кто уже пожил»

        контакты с террористами


        В Грузии заявили о связи Саакашвили с «Исламским государством»

        тарифы ЖКХ


        Советник Зеленского матом отреагировал на повышение цен на газ

        Видео

        ближний восток


        «Сделка века» от Трампа действительно грандиозна

        поправки в конституцию


        Путин готовит Россию к смене президента

        переписывание истории


        Исторические невежество Зеленского нужно использовать во благо

        «подарки Шеварднадзе»


        Разрыв ущербного договора грозит новым конфликтом между Россией и США

        Свобода возможностей


        Сергей Худиев: Это не либерализм, а просто какая-то социопатия

        160 лет Чехову


        Владимир Можегов: На самом деле Чехов ненавидел интеллигенцию

        Публичное разоблачение


        Игорь Мальцев: Мы не хотим, чтобы нам хамили за наши деньги

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Боитесь ли вы эпидемии, вызванной коронавирусом?


        Сергей Худиев

        День Победы – торжество или трагедия?

        Сергей Худиев
        публицист, богослов
        7 мая 2019, 09:38

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Приближение Дня Победы традиционно вызывает в русском интернете обострение исторической полемики; ее печальной особенностью является то, что позиции сторон уже заранее определены, и всякий, кто высказывается о Войне, немедленно зачисляется в «патриоты» или «либералы» – с причитающимся по этому поводу набором обвинений.

        В этот раз бурную реакцию вызвало высказывание Чулпан Хаматовой. «Я, например, ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого, солдат и мирного населения других стран. Я в принципе ненавижу войны и ни одну из них никогда не поддержу. А если она всё-таки случится, то мне будет жалко все стороны конфликта».

        Впрочем, если бы она этого не сказала, люди нашли бы другие информационные поводы, потому что всякий раз, когда приближается 9 мая, в сетях разгорается конфликт. Каковы его стороны? Гордые патриоты против русофобствующих либералов? На первый взгляд да, но реальная картина несколько сложнее, и видеть только две взаимоисключающих позиции было бы серьезной ошибкой.

        На самом поверхностном и очевидном уровне происходит столкновение двух видов пошлости – залихватски-воинственной и либеральной. Как это бывает с крайностями, они подпитывают друг друга. С одной стороны выступает подростковая воинственность, играющая в танчики и не знающая, что в жизни (не говоря уже о войне) есть боль и смерть. Околовоенная бутафория, вечеринки, на которых игривые девицы надевают пилотки с красными звездами, наклейки, полные глупого бахвальства, на машинах людей, которые в окопах не гнили и близких не теряли. С другой стороны – разговоры о том, что же тут праздновать, два кровавых тирана погубили десятки миллионов людей, победители живут хуже, коммунизм хуже нацизма и тому подобное.

        Между этими сторонами бьют электрические разряды морализаторской непримиримости: либералы обличают невыносимую пошлость наклеек «На Берлин!» на немецкого производства машинах, патриоты – еще более невыносимую пошлость дежурных разговоров про «лучше было сдать» и «трупами завалили».

        Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

        Было бы очень печально, если бы все попытки осознания Войны и Победы нашим поколением сводились к этому. К счастью, это не так.

        На другом уровне происходит столкновение двух более глубоких взглядов на Войну. С одной стороны, это великая Победа, и мы обязаны ее помнить и праздновать; с другой – бездна человеческого горя, в которую страшно заглянуть.

        Беда в том, что люди, условно говоря, из второй категории принимают друг друга за пошляков из первой. Человека, который напоминает о величии подвига наших недавних предков, отправляют играть в танчики; тому, кто напоминает о тяжести этой трагедии, сразу приписывают весь набор либеральных штампов.

        Между тем торжество и трагедия – это, в отличие от воинственной пошлости и пошлости либеральной, не взаимоисключающие вещи. Более того, баланс между ними уже был в значительной степени найден.

        Я не являюсь большим поклонником Советского Союза; но нельзя не признать, что в позднем СССР было признание и славы Победы, и трагедии Войны. Культ Победы занимал огромное место; при этом никто не клеил на автомобили надписей «на Берлин» – главное, что подчеркивалось, это то, что мы отстояли свою столицу, а не вошли в чужую.

        Говорилось о том, что война – это очень плохо и страшно, и мы ее ни в коем случае не хотим (как в песне «Хотят ли русские войны»), но когда на нас напал беспощадный враг, наши люди сражались и умирали. Сражаться и умирать – страшно. Трудиться в тылу – изнурительно. Терпеть голод и получать похоронки на близких – мучительно.

        Люди не выиграли в футбольном матче – на них обрушился ужас, который мы не можем вообразить, и они выстояли и спасли для нас страну; мы живы только благодаря им. 

        Когда я был школьником, нас учили чтить героев и ненавидеть войну. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала», «С войной покончили мы счеты, бери шинель, пошли домой» – как пелось в песнях, которые крутили по радио. Фильмы о войне обычно не делали упор на том, что теперь называют заимствованным словом «экшен» – они были высокими трагедиями, а не развлечением.

        Можно много плохого сказать о государственной пропаганде позднесоветского времени, но она точно не была коммерческой и не торговала дешевой гордостью. Подвиги тех, кто сражался за Родину, должны были приводить последующие поколения в смирение, а не в гордость. Перед лицом жертвенного страдания и смерти надлежало стоять в молчании, склонив головы.

        При этом позднесоветские коммунисты избегали того, что в наше время немедленно вылезает при всяком полуразговорце о Войне – обсуждения Сталина. Его не прославляли и не проклинали – его просто оставляли в тени. На вид выдвигались именно герои – те, кто сражался, и те, кто трудился в тылу.

        Я не склонен превозносить партийных лидеров брежневской эпохи, но у них хватало благоразумия, а, возможно, и нравственного чутья, чтобы развести в разные стороны отношение к Победе и отношение к культу личности и массовым репрессиям.

        Этот – нравственно верный – настрой был утрачен не по чьей-то злой воле, а просто потому, что в условиях рынка все становится предметом коммерции, а в условиях более или менее свободной политической дискуссии все становится топливом для политической борьбы.

        Вряд ли с этим можно что-то сделать. Но можно сформулировать какую-то более здравую позицию, чем те, которые стихийно формируются в ходе слепой конкуренции коммерческих и политических сил.

        Война – это действительно немыслимо ужасно. Мы ненавидим войну и благодарны за то, что наша страна в ней победила. Мы благоговейно чтим тех, кто терпел лишения и страдал, сражался и умер, чтобы спасти нас всех – все последующие поколения – от исчезновения.

        Мы склоняем головы перед тяжестью их страданий и величием их подвига, со скорбью, почтением и глубочайшей благодарностью, в которой ни воинственной, ни либеральной пошлости не должно быть места. 


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Мы не хотим, чтобы нам хамили за наши деньги

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Если сейчас чувашский губер слетит со своего места – это будет первый случай, когда гражданское, в полном смысле этого слова, общество сказало: «хватит». Подробности...

        На самом деле Чехов ненавидел интеллигенцию

        Владимир Можегов, публицист
        Русская литература в своем нравственном горении, быть может, единственная христианская литература нового времени, кончается с Чеховым и декадентами, как интеллигенция кончается с Лениным. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Это не либерализм, а просто какая-то социопатия

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Ну да, гадость какая-то, неприятно, но мы же должны быть за свободу, разве не так? Нет, конечно, не так. Здесь речь не о свободе. А о разрушении тех основ человеческого общежития, которые только и делают свободу возможной. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        О чем забыли сказать на форуме Холокоста в Польше

        Эдуард Долинский, Директор Украинского еврейского комитета
        Были подготовлены идеологическая и практическая база, а также сотни и тысячи членов вспомогательных групп ОУН, которые, войдя вместе с немцами на Украину, приняли активное участие в погромах и массовых убийствах евреев. Подробности...

        Нас судят те, кто был вместе с Гитлером

        Вячеслав Никонов, депутат Госдумы РФ, исполнительный директор Фонда «Русский мир»
        Весь Европейский союз – это в прошлом гитлеровская коалиция или те, кто склонился перед ней. Там не было ни одной страны, противостоявшей Гитлеру. Вот кто нас сейчас судит. Подробности...
        Обсуждение: 111 комментариев

        Зеленский врет не только нагло, но и подло

        Владислав Шурыгин, военный эксперт
        Освенцим освободила Советская армия. А национальная «украинская» армия, та самая, за которую теперь так топит Зеленский, в это время уже пряталась по лесам или отступала с гитлеровцами на запад, неся на петлицах эсэсовские знаки и знаки охраны лагерей смерти. Подробности...
        Обсуждение: 38 комментариев

        Русофобы снова интригуют против Москвы в ПАСЕ

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Очередной скандал в ПАСЕ вновь возобновил в России дискуссию о том, нужно ли вообще было договариваться с европейцами. В ПАСЕ снова пытаются ограничить права российских делегатов. И реагировать Москве на эти инициативы нужно жестко – но с умом. Подробности...
        Обсуждение: 51 комментарий

        Правды о коронавирусе мы не знаем

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Ситуация очень плохая, даже если апокалиптические прогнозы не сбудутся, вирус не перешагнет через Амур у нас и не окажется масштабно в Европе и США. Помимо всего прочего, эпидемия нанесет значительный ущерб мировой экономике. Наиболее пострадавшими, как всегда в таких случаях, окажутся страны – поставщики сырья. Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Мировая «пятерка» может собраться в Москве

        Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
        Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

        Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        Глеб Простаков, журналист
        За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
        Обсуждение: 79 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............