История Великой полярной армады началась 60 лет назад

@ Матыцин В./Фотохроника ТАСС

6 декабря 2019, 09:22 Мнение

История Великой полярной армады началась 60 лет назад

Северный морской путь добавляет глобальному статусу России веса гораздо больше, чем даже военный бюджет. Хотя и оборонный потенциал в освоении Арктики, конечно, тоже явно присутствует.

Сергей Мардан Сергей Мардан

публицист

Историю Советского Союза когда-нибудь обязательно будут изучать, как «историю невозможного». Масштаб того, что успели создать всего три человеческих поколения, не может не поражать.

В ряду невероятных свершений, открытий и побед, восхищавших весь мир – создание атомного ледокольного флота. Это была поистине «Великая Армада», взломавшая тысячелетнюю твердь Северного Ледовитого океана.

Ровно 60 лет назад был построен атомный ледокол «Ленин». Построенный на Адмиралтейских верфях в Ленинграде, всего за три с половиной года он стал одним из главных символов технологического успеха СССР того времени.

За два года до этого Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Освоение космоса и освоение Арктики шло параллельно, и в этом есть особый символизм. Белая пустота Севера, как антитеза черной бесконечности Космоса. Человек бросил вызов этим двум мирам и покорил их.

Но на самом деле освоение Россией Арктики было начисто лишено всякой пустой мечтательности, и с 40-х годов стало вопросом национальной безопасности.

Северный маршрут через Мурманск стал главным источником поставок по ленд-лизу. Для их обеспечения американцы построили три ледокола класса Wind, которые в СССР получили названия «Адмирал Макаров», «Северный Ветер» и «Северный Полюс». Но уже к 1951 году все они были возвращены в США.

К этому моменту Советское Заполярье уже являлось экономически освоенной территорией, развитие потенциала которой требовало транспортных путей, а они лежат во льдах.

СССР не стал строить проверенные ледокольные суда по типу американских, а пошел по пути создания совершенно нового типа ледокола – с ядерной силовой установкой.

Как и в случае с освоением космоса, которое часто называют побочным результатом военных ракетных программ, строительство атомных ледоколов стало вопросом обеспечения стратегически важных транспортных коммуникаций страны.

Однако здесь есть одна существенная особенность. Если в ракетной программе у СССР изначально был соперник в лице США, то к началу 50-х годов ХХ века Советский Союз являлся единственной страной, которая освоила Крайний Север –и, кстати, Россия остается в этом уникальном статусе до сих пор.

Ни Канада, ни США не имеют за полярным кругом вообще никаких городов. Для них это все по-прежнему – Дикий Север, белое безмолвие, северные территории. Такие же, как во времена Джека Лондона.

Несмотря на все страшные прогнозы, Русский Север не обезлюдел и не был брошен, несмотря на все тяготы и испытания, выпавшие на его долю в постперестроечные годы.

А в последние десять лет полярные регионы страны и вовсе неожиданно стали территориями опережающего развития. Арктика – «предмет особой заботы» руководства страны не только из-за открытых новых месторождений нефти и газа. Северный морской путь является сегодня стратегическим проектом, который позволит России стать, наконец, действительно морской державой.

Круглогодично действующие морские коммуникации вдоль российского северного побережья станут реальной альтернативой существующим главным морским путям. Если раньше мировую торговлю контролировал тот, кто контролировал Суэцкий и Панамский каналы и основные морские торговые пути в Тихом и Атлантическом океанах, то теперь Россия будет полностью контролировать еще одну альтернативную морскую транспортную магистраль, потенциал которой оценивается уже сегодня в 80 млн тонн в год.

А этот транспортный аспект добавляет глобальному статусу России веса гораздо больше, чем даже военный бюджет. Хотя и оборонный потенциал в освоении Арктики, конечно, тоже явно присутствует.

Российское Минобороны построило несколько «полярных» военных баз и существенно нарастило свой военный потенциал в регионе, что вызывает явное раздражение наших «уважаемых партнеров».

Защита и контроль морских коммуникаций идут параллельно со строительством трех новых сверхмощных ледоколов серии 22220 на петербургских верфях. После их ввода в строй Северный морской путь будут обеспечивать семь атомных ледоколов.

«Ленин» верой и правдой прожил свою полярную жизнь, ломая ледяной хаос. Он состарился и угас вместе с великой страной, которая его создала. В 1989 году первый атомный ледокол ушел на покой и встал на вечную стоянку в Мурманске.

С 2016 года он включен в единый государственный реестр памятников культурного наследия России.

..............