Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
8 апреля 2020, 08:44 • В мире

Коронавирус оставил Британию без лидера

Коронавирус оставил Британию без лидера
@ Jack Hill/The Times/PA/ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Иностранные коллеги желают выздоровления премьер-министру Британии Борису Джонсону, находящемуся в реанимации. Джонсон уже десять дней страдает от коронавируса, а теперь передал руководство правительством министру иностранных дел. Что происходит с государственным управлением на Туманном Альбионе и в других странах в случае серьезной болезни лидера?

Джонсон стал первым из мировых лидеров, серьезно пораженных коронавирусом – до этого были сообщения только о болезни принца Монако, но Альберт Второй быстро излечился. Уходили в самоизоляцию Ангела Меркель и Джастин Трюдо, но у них заражения не выявлено. Джонсону же диагноз был поставлен почти две недели назад, и он находился в самоизоляции под наблюдением врачей.

Кашель и высокая температура не проходили, и в выходные его доставили в больницу. Позже было решено перевести его в палату интенсивной терапии – на тот случай, если понадобится искусственная вентиляция легких. Но сейчас Джонсон обходится без нее – ему достаточно кислородной маски, да и то не постоянно:

«Премьер-министр всю ночь находился в стабильном состоянии, у него хорошее настроение. Он получает стандартное кислородное лечение, дышит без дополнительной помощи. Ни ИВЛ, ни неинвазивная поддержка дыхания ему не нужны», сообщает официальный бюллетень британского правительства.

Дональд Трамп и Владимир Путин, как и многие другие, пожелали Джонсону скорейшего выздоровления. Президент России выразил ему «свою искреннюю поддержку в этот непростой для Вас момент»: «Уверен, что Ваши энергия, оптимизм и чувство юмора помогут победить болезнь. От души желаю Вам скорейшего и полного выздоровления».

А американский президент не только заявил, что он надеется и уверен, что с Джонсоном, «сильным и хорошим человеком», все будет в порядке, но и сообщил, что попросил «ведущие компании», располагающие возможностями «сложного лечения» помочь Джонсону: «Мы связались со всеми докторами Бориса, посмотрим, что произойдет, но они готовы начинать. Мы работаем с Лондоном в том, что касается Бориса».

Ухудшение состояния Джонсона далеко не критическое. Кроме того, ему всего 55 лет, так что делать пессимистические прогнозы не стоит.

К тому же его невеста Керри Саймондс, которая до этого неделю провела в постели с основными симптомами коронавируса, сейчас чувствует себя лучше. Кстати, Саймондс беременна – пара ждет ребенка летом.

Но свои полномочия (не юридически, а практически) на время болезни Джонсон все-таки передал. При этом он сам выбрал того, кто заменит его, так как в Британии не прописан порядок старшинства при исполнении обязанностей премьера. Джонсон оставил на хозяйстве министра иностранных дел Доминика Рааба – а если и он выйдет из строя, то придет черед канцлера казначейства (министра финансов) Риши Сунака.

А пресса уже прикидывает варианты продолжения цепочки. Сначала ближайший соратник Джонсона министр без портфеля Майкл Гоув, который уже отправился на самоизоляцию (после того как заболел один из членов его семьи), а потом и министр здравоохранения Мэтт Хэнкок. Последний выгодно отличается от коллег тем, что уже переболел коронавирусом.

Понятно, что британское правительство будет функционировать в любом случае, даже перейдя на режим видеоконференций. Но насколько в целом пандемия коронавируса способна повлиять на управление государствами, если удар пришелся уже по одной из ядерных держав?

На самом деле никаких серьезных последствий для управления не произойдет. Понятно, что какое-то время все руководители будут соблюдать режим особой предосторожности и повышенных мер санитарной безопасности, кто-то уйдет на самоизоляцию, кто-то сядет на карантин, кто-то еще наверняка попадет в больницу. Под особой угрозой престарелые и не очень здоровые лидеры (как, например, 84-летний саудовский король Салман). Но в отношении них и в обычное время предпринимаются повышенные меры безопасности, сейчас же эпидемиологический контроль станет и вовсе сверхжестким.

Даже если пандемия затянется, режим работы мировых лидеров изменится лишь так, как это уже произошло – меньше личных контактов с подчиненными (и проверка допущенных), больше видеоконференций как внутри страны, так и с иностранными коллегами. Да, личные встречи между лидерами пока что практически исключены, но спустя несколько недель все вернется на круги своя.

Самое время вспомнить, что для руководства страной и ее внешней политикой вовсе не обязательно быть здоровым и мобильным. Есть масса примеров – и не только в далекой истории – когда физически очень нездоровые люди жесткой рукой руководили своими странами. Не маленькими государствами, а великими империями.

Сидевший в инвалидной коляске Франклин Рузвельт возглавлял США 12 лет, в том числе и военных. Но он, правда, летал на другие континенты для встреч с союзниками – а Мао Цзэдун вообще не выезжал из страны последние почти двадцать лет своего правления, а в 70-е годы был уже в очень неважной физической форме (умер он в 1976-м). Однако это не мешало ему проводить эпохальные геополитические маневры – как это было с визитом Никсона в 1971 году. Леонид Брежнев последние несколько лет боролся с разными болезнями, но при этом его сознание и разум были в куда лучшем состоянии, чем его физическая форма.

Больничная палата, конечно, не лучшее место для руководства. Хотя у всех получается по-разному: кто-то и из нее продолжает проводить реформы, кто-то просто держит всех в страхе, а кто-то превращается в марионетку в чужих руках.

Юрий Андропов руководил СССР из больницы всего несколько месяцев – пока болезнь не оборвала его жизнь. А полупарализованный президент Алжира Бутефлика правил из инвалидного кресла много лет – пока очередная попытка переизбрания не привела к волнениям в стране и вынужденному уходу в отставку. Нередки и ситуации, когда больной лидер лишь формально руководит страной – как в случае с правителем Объединенных Арабских Эмиратов принцем Халифой аль Нахайяном. Президента ОАЭ шесть лет назад разбил инсульт, и с тех пор руководство страной, по сути, перешло в руки его брата и заместителя по должности главкома принца Мухаммеда.

Но это восточная практика, а на Западе сейчас из палаты долго не поруководишь. Если ты, конечно, не Уинстон Черчилль – в 50-е годы он возглавлял правительство, будучи далеко не самым здоровым 80-летним человеком. Впрочем, Черчилль любил не больницы, а виски и сигары – и умер 90-летним.

..............