Взгляд
24 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 18:37  |  vz.ru
Разделы

Александр Васильев: Был ли России смысл участвовать в Первой мировой

Часто приходится сталкиваться с определением «бессмысленная» в отношении Первой мировой войны и участия в ней России. А какой вообще у войны смысл? Подробности...
Обсуждение: 170 комментариев

Армен Гаспарян: «Кандидату в кандидаты президента» нужно свежее решение

Как правило, Навальный ожидает, что в него плеснут зеленкой, полиция заблокирует машину по пути из аэропорта на митинг или последуют массовые задержания пришедших горожан. Но вот прошла встреча в Новосибирске – и что же мы видим? Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Василий Щипков: Самоубийство российского либерализма

Формирующийся новый консенсус в обществе создаст общие правила политического мышления на ближайшие десятилетия. Пока неясен окончательный облик нового консенсуса, но можно с уверенностью сказать, каким он не будет. Подробности...
Обсуждение: 45 комментариев

    Спущен на воду корпус ледокола «Сибирь»

    На Балтийском заводе в Петербурге спущен на воду корпус первого универсального атомного ледокола «Сибирь». Корабль будет достраиваться на воде. Атомоходы проекта 22220 станут самыми мощными атомными ледоколами в мире
    Подробности...

    При пожаре в гостинице в Ростове есть жертвы

    Два человек погибли при пожаре в гостинице в центре Ростова-на-Дону. Сотни человек были эвакуированы. Пожар начался с возгорания утеплителя на фасаде – и именно этот огонь сделал из здания настоящий факел
    Подробности...

    Памятник Калашникову открыли в Москве

    В Москве в День оружейника открыли памятник знаменитому советскому и российскому конструктору Михаилу Калашникову. В руках 7,5-метровой скульптуры главное детище оружейника – автомат АК-47
    Подробности...
    Обсуждение: 7 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Экс-вратарь сборной СССР по хоккею найден убитым в Москве

        Главная тема


        За подводное имущество России никто не отвечает

        «что она делает на Украине?»


        Муждабаев призвал отправить Максакову к психиатрам

        «вдоль берега Ефрата»


        Минобороны сообщило о фактах сотрудничества США с ИГИЛ

        «Женщины для утешения»


        Памятник рабыням японских оккупантов открыли в США

        «ассоциируется с гламуром»


        В Сети начался опрос, стоит ли Собчак заменить Навального

        мысли «человека-ракеты»


        Трамп: КНДР «не протянет долго»

        экспериментальные боеголовки


        National Interest счел головоломкой сентябрьские испытания «Ярса»

        бой в окружении


        Американцам и «Ан-Нусре» удалось разозлить российскую армию

        паралимпийский скандал


        Британские спортсмены попались на уникальном мошенничестве

        референдум о независимости


        Антон Крылов: В случае с Каталонией дело доходит до украинского фанатизма последних лет

        речь Трампа в ООН


        Эдуард Биров: Впервые 45-й президент США провозгласил с мировой трибуны новую внешнюю политику

        «злая психиатрическая ирония»


        Денис Селезнев: статистика потерь в зоне АТО показывает, что большая часть из них происходит отнюдь не по вине противника

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к памятнику Михаилу Калашникову, установленному в Москве?

        Конфликт между исламом и наукой предопределен политикой Запада

        В исламских странах с недоверием относятся к западной системе образования   31 августа 2017, 16:50
        Фото: Khaled Abdullah/Reuters
        Текст: Александр Чаусов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Исламская идеология заметно усилила свои позиции в системе образования многих стран. В одних случаях это просто приводит к отмене в школах христианских праздников, в других конечный результат в принципе нельзя больше называть «светским образованием». В этой связи немало говорят об антагонизме ислама и науки в принципе. Но так ли это?

        Новый виток дискуссии о влиянии ислама на светское образование был спровоцирован «линеечным скандалом». Как известно, ряд московских и подмосковных школ решили перенести торжественные первосентябрьские линейки из-за того, что День знаний в этом году совпал с праздником Курбан-байрам. Скандал вышел нешуточный. Инициативу осудили в Совете Федерации, а Совет муфтиев РФ выступил с пояснением, как можно совместить Курбан-байрам и школьные линейки, не отменяя ни того ни другого.

        Впоследствии многие школы от этой инициативы открестились, но школа № 2107 Мещанского района Москвы (именно в этом районе расположена главная столичная мечеть) пошла до конца и все же перенесла торжественное построение учеников на 4 сентября. «В нашей школе есть семьи, которые исповедуют ислам, они могут отпраздновать Курбан-байрам, а в понедельник вместе с детьми прийти на торжественную линейку», – заявил РИА «Новости» член управляющего совета школы Максим Макаров.

        Эта фраза еще больше распалила дискуссию, в первую очередь в социальных сетях. Многие были откровенно возмущены тем, что исламские традиции по факту диктуют школам график обучения. Популярная в этой связи шутка – «если Курбан-байрам выпадает на День знаний, Курбан-байрам нужно перенести в Саудовскую Аравию». Однако, по данным газеты ВЗГЛЯД, полученным от источника в школе, речь идет не о «диктате традиций». Инициаторами переноса выступили родители русских учеников, обосновав свою инициативу вопросами безопасности. Прессе об этих формулировках сообщать не стали из соображений политической корректности.

        Это, впрочем, не отменяет того, что в последние годы ислам действительно усиливает свое влияние на систему обучения в светских школах. В наибольшей степени это заметно по одному из самых вестернизированных мусульманских государств – Турции. Недавно член образовательного комитета турецкого парламента Ахмет Хамди Камлы даже высказался в том духе, что без знания джихада турецким школьникам бесполезны и знания по математике. И заявил, что «новые уроки исламского права и лекции по основам религии будут включать в себя изучение джихада, а истинный джихад – любовь к своему Отечеству».

        Само словосочетание «джихад в школе» вызывает яркие и не сказать что приятные ассоциации. Однако необходимо уточнить, что в таких случаях чиновники исламских стран обычно говорят об изучении «великого джихада», который не о том, чтобы бегать по барханам с автоматом и отстреливать «неверных», а том, что «делается в сердце каждого праведника». Проще говоря, это не про войну, а про духовный рост.

        Другое дело – противопоставление, к примеру, все той же математики и джихада, то есть науки и ислама как такового. Отношение в мусульманской умме к научному знанию неоднозначное, местами – прямо противоположное. Как следствие – разница в оценках: от «ислам прямо побуждает заниматься наукой» до «ислам с наукой воюет и лженауку пропагандирует».

        Статистические данные свидетельствуют не в пользу мусульман. Согласно подсчетам пакистанского физика Первеза Амирали Худбхоя, исламские страны в среднем имеют девять ученых, инженеров и техников на тысячу человек. Всего в мусульманских государствах расположены порядка 1800 университетов, но только в 312 из них есть ученые, которые публикуют свои научные статьи.

        Из 50 наиболее активных в науке университетов 26 находятся в Турции, девять – в Иране, по три – в Малайзии и Египте, два – в Пакистане, а в Уганде, ОАЭ, Саудовской Аравии, Ливане, Кувейте, Иордании и Азербайджане – по одному.

        Из 1 миллиарда 600 миллионов мусульман мира только двое получили Нобелевскую премию в области науки. В 1979 году пакистанец Абдус Салам был награжден за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных взаимодействий между элементарными частицами (премия по физике), а египтянин Ахмед Зевейл в 1999-м получил премию за исследование переходных состояний, возникающих во время химических реакций, с использованием фемтосекундной техники.

        Необходимо отметить, что и тот и другой ученый рано были вырваны из исламской культурной и религиозной среды.

        Так, Мухаммад Салам после окончания Пенджабского университета в Лахоре учился уже в Кембридже, с 1954 года там же работал, а в 1957-м стал профессором кафедры теоретической физики Имперского колледжа в Лондоне. В 1974 году Салам окончательно разорвал связи с Пакистаном, когда религиозная школа Ахмадие, к которой он принадлежал, была объявлена внеисламской, а последователям Ахмадие запретили называться мусульманами.

        Ахмед Завейл окончил Александрийский университет в Египте, некоторое время там работал, но уже в начале 70-х годов вместе с женой перебрался в США, после чего числился поочередно в Пенсильванском университете, Беркли и Калифорнийском технологическом. В 1982 году химик получил американское гражданство.

        Получается, на современном этапе исламская цивилизация может дать миру выдающихся ученых, но в итоге многие из них стараются держаться от этой цивилизации подальше. Сейчас на 46 мусульманских стран в совокупности приходится всего лишь 1% от научной литературы всего мира.

        Сами мусульмане часто говорят о том, что подобное «отторжение от науки» вызвано сиюминутными политическими и религиозными интересами ряда исламских лидеров, вспоминают раннесредневековый расцвет исламской культуры и науки. Например, «Трактат о механике» IX–X веков ученых Багдадской школы Бану Муса или же хорезмийского ученого Абу-р-Рейхана аль-Бируни, который был фактически «исламским энциклопедистом» и в тех же IX–Х веках создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии и минералогии. Не обойтись в этом списке и без Ибн Сины, более известного у нас как Авиценна – «родоначальника» медицины.

        Расцвет арабской и тюркской исламских цивилизаций во многом произошел в силу завоевания Персии. Арабы начали проводить исламизацию Ирана, она шла медленно и с трудом, но это не мешало им заимствовать философию и науку у персов, тем самым обогащая свое культурное наследие.

        Впрочем, расцвет исламской культуры и науки – это общее место, но почему же в итоге произошел «закат», который продолжается и сейчас? Многие исследователи также объясняют это политикой. Мусульмане первыми пришли в Европу и даже захватили ряд европейских государств (особенно в этом плане досталось Балканам), но и Европа вернулась в Азию не с самыми благими намерениями. Эпоха колониализма показала, что цивилизованные европейцы могут действовать крайне цинично, жестко, а то и попросту аморально. Так наука, культура и технические достижения Запада стали ассоциироваться у местных с порабощением и кровью.

        Если брать Османскую империю, первые серьезные реформы по европейскому образцу затрагивали как раз армию. Но сугубо светское европейское образование, внедряемое с помощью приглашенных специалистов, порождало брожение в элите, что в итоге привело к революции, если быть точными, к череде революций.

        История в Иране в этом смысле развивалась во многом похоже. Попытка модернизации, попытка ввести конституцию и так далее – вплоть до государственных переворотов при постоянном давлении как с британской, так и с турецкой стороны. Правда, в отличие от той же Турции, в конце XIX и начале XX веков основу армии в Персии составляла казачья бригада под управлением российских офицеров.

        Исламская Азия того периода характеризуется настоящим расцветом национально-освободительных движений, которые, помимо прочего, базировались на религии. В этом контексте многим «патриотам» казалось, что ученость может быть только «западной», а западное – значит, разрушительное, чуждое, порабощающее. При отказе от западных моделей было решено с настороженностью относиться и к науке вообще – как к основе западной цивилизации.

        Сейчас арабский мир импортирует не знания как таковые, а западных специалистов и готовую продукцию. Потому что «европейское знание» в прошлом уже приводило исламский мир к потрясениям – и по-прежнему действует на местных «патриотов» и консерваторов, которых в религиозной среде особенно много, как красная тряпка на быка. Это по-своему парадоксально, ведь собственные научные достижения мусульман после захвата ими Персии и дальнейшей экспансии в Европу стали своеобразным стимулом для европейского Ренессанса.

        Так или иначе, многие мусульмане, в том числе исламские ученые, выбирают определенную изоляцию от «европейского влияния», в первую очередь – от образования, и как следствие – от науки. И неизменно делают акцент на достижениях исламских народов как первоочередных, базовых, следовательно, главных. Любимый пример в этом смысле – арабские цифры. Мол, если математика – это «универсальный язык цивилизации», то «алфавит» у него арабский, так что это мы должны учить вас, а не наоборот.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............