Взгляд
22 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 13:57  |  vz.ru
Разделы

Война – дело молодых. И бедных

Сергей Мардан, публицист
Атака хуситских дронов на саудовскую нефтянку, да и вся пятилетняя война йеменских повстанцев с Саудовским королевством, говорит об очень важной вещи – военную победу нельзя купить. Подробности...

Иностранным браконьерам мало не покажется

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
История иностранных браконьеров в России гораздо богаче, чем вы можете себе представить. И сегодня экипажи браконьерских судов все время забывают, что снаряд корабельного орудия все равно быстрей. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Американский генерал угрожает моей земле

Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы VI созыва, депутат Калининградской облдумы
Давайте попробуем на минутку представить, как действовали бы Соединенные Штаты в случае нападения на Калининград. У Пентагона богатый исторический опыт ковровых бомбардировок. Одна проблема – не самое лучшее знание географии. Подробности...
Обсуждение: 63 комментария

    В США испытали первый в мире палубный беспилотник-заправщик

    Корпорация Boeing провела испытания первого палубного беспилотного самолета-заправщика MQ-25 Stingray («Стингрэй»), который будет базироваться на авианосцах. Один беспилотник способен доставлять примерно 8 тонн горючего для дозаправки в воздухе от четырех до шести истребителей на расстояние до 930 км
    Подробности...

    Свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова

    В пятницу состоялось венчание телеведущей Ксении Собчак с театральным режиссером Константином Богомоловым. Для обоих это второй брак. Романтические отношения пары завязались еще в 2018 году
    Подробности...

    Визит Владимира Путина в Дагестан

    Президент Владимир Путин встретился с ополченцами из Дагестана в селе Ботлих. Поводом стала двадцатая годовщина боевых действий против террористов. Президент выпил из стопки, которую оставил нетронутой во время своей поездки в Дагестан в августе 1999 года. Так он исполнил обещание, которое дал во время визита в республику 20 лет назад
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Шойгу захотел построить город в Сибири

          Главная тема


          Пенсионеров Донбасса обманут в Нью-Йорке

          армия России


          После испытаний в Сирии прекращено производство 12 образцов российского вооружения

          новый конфликт


          Госдеп призвал Россию уважать права экстремистов

          военные учения


          Неудачный запуск противокорабельной ракеты в Крыму попал на видео

          Видео

          поставила на место


          Скабеева резко ответила украинской журналистке на заявление о «трупе» России

          «понятно. Грустно»


          Макаревич рассказал о живущих «за забором» россиянах

          Годовой пик


          Россиян предупредили о грядущей волне угонов автомобилей

          «нет европейской свободы»


          Российское новшество вызвало у Прибалтики приступ ревности

          викторина


          Змеи России − ядовитая или нет?

          Между добром и злом


          Сергей Худиев: Письмо священников каждый прочитал по-своему

          Возвращение суперсолдата


          Дмитрий Дабб: Зачем реанимировали самого опасного врага Советской армии

          Левацкое безумие


          Андрей Бабицкий: Сексуальные ориентации только кажутся элитарными

          на ваш взгляд


          Отмечаете ли вы свой профессиональный праздник?

          Как космическая отрасль возрождается после катастрофы

          Создатели космической техники полны энтузиазма, но работы у них непочатый край   27 ноября 2018, 13:30
          Фото: Шамиль Жуматов/Reuters/РИА Новости
          Текст: Константин Меринов

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Кризис космической отрасли России виден невооруженным глазом. Жалобы главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина на почти полное отсутствие у отрасли современного оборудования мало кого удивляют. Однако есть целый ряд признаков того, как обновляются космические предприятия, меняется их организационная структура и появляется надежда на обновление.

          Прежде всего – кризис космической отрасли возник не сегодня и не вчера. Еще тридцать лет назад экономическая реформа Горбачева–Ельцина остановила заводы и фабрики, оставила без дел КБ и НИИ. Космическая промышленность выживала как могла – искала частных инвесторов, зарабатывала деньги на космических туристах. В те годы зарплат в отрасли хватало лишь на предметы первой необходимости да на хлеб с картошкой.

          И вот сегодня нам говорят, что в космической отрасли все крайне запущено. Что более 80 процентов производственного оборудования – старье, что у предприятий и КБ миллиардные долги, а зарплаты там курам на смех. Весь мир видит, как падают наши ракеты и не взлетают наши космические корабли.

          В мае 2015 года нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, будучи вице-премьером, курирующим ВПК, заявил в интервью телеканалу НТВ: «Оборонный комплекс мы всерьез начали реформировать три года назад, а космическая отрасль, к сожалению, начала реформироваться лишь полтора года назад (то есть где-то в начале 2014-го – прим. ВЗГЛЯД). Поэтому в авиации мы сейчас не можем себе представить создание новых самолетов без их цифровых моделей, а в Роскосмосе каждое бюро до сих пор работает на кульмане с карандашом в руке». Припоминается и комментарий Рогозина на его странице в Twitter в августе 2012-го: «Пока у нас самому молодому директору предприятия Роскосмоса будет 62 года, марсоходы нам будут только сниться, а «Фобосы» будут падать в грунт».

          И вот теперь наконец можно обозначить, каким образом космическую отрасль пытаются возродить из той катастрофы, в которую ее в свое время погрузили реформы Горбачева и Ельцина.

          Обновление структуры и оборудования

          В отрасли идет не только обновление оборудования, но и смена поколения. Причем не только рабочих и ИТР, но и высшего звена. То на одной, то на другой космической фирме меняется руководство. Из последних кадровых перестановок – назначение генеральным директором самарского АО «РКЦ Прогресс» 48-летнего Анатолия Баранова.

          Вновь на Байконуре готовится к полету космический корабль «Союз МС-11». Пытаются возродить в отрасли культуру производства и поднять заработную плату. Идет на предприятиях техническое перевооружение – вместо допотопного станочного парка появляются роботизированные обрабатывающие комплексы, модернизируются производственные линии.

          Этим, например, может похвастаться флагман отрасли – Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени академика С.П. Королева. Ее бывший гендиректор Виталий Лопота еще в 2014 году рассказывал, что на техническое переоснащение за прошедшие семь лет израсходовано около пяти миллиардов рублей. Он подчеркивал, что удалось «расширить узкие места и выйти в критически важных производственных звеньях на мировой технологический уровень». «Если раньше для производства корпуса стыковочного агрегата кораблей «Прогресс» и «Союз» предусматривалось 60 технологических переходов общей продолжительностью десять с половиной месяцев, то после внедрения новой роботизированной техники укладываемся в четыре технологических перехода, а весь цикл длится полмесяца», – утверждал Лопота.

          Пришлись ко двору и роботизированные агрегаты, сделанные в Германии специально для «Энергии». Если раньше на изготовление каждой многократно изогнутой трубки сложной конфигурации уходил целый рабочий день, то теперь с помощью этих станков – всего полторы минуты. И такого суперсовременного оборудования в цехах «Энергии» теперь немало – японские фрезерные и фрезерно-сверлильные роботизированные комплексы, автоматические токарные обрабатывающие центры, рентгеновский томограф для неразрушающего контроля собранных изделий.

          Одной из проблем «Энергии», которую недавно озвучил новый гендиректор Сергей Романов, является структура предприятия. Она непропорциональна – в ней производственный блок занимает далеко не лидирующее место. По мнению Романова, создано много подразделений – они малочисленны, имеют громкие названия, но фактически ничего собой не представляют. «Сотрудники это видят, понимают и чувствуют, – утверждает новоиспеченный руководитель РКК. – Есть очень большие перекосы в заработной плате. Поэтому сейчас необходимо сделать нормальную рабочую и, главное, управляемую структуру».

          Миллиарды на реконструкцию

          Серьезно занимаются реформированием производства и в Научно-производственном объединении «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко. Только в этом году на реализацию плана технического развития направлено более четырех миллиардов рублей.

          Здесь в 2018 году дан старт двум очень важным проектам. Первый – это перевооружение и повышение технического уровня опытного производства, а второй – модернизация стендовой базы научно-испытательного комплекса (НИК). В ходе реализации первого проекта появятся отдельная линия для изготовления трубопроводов и общий электроэрозионный участок. Проект модернизации основного производства рассчитан на несколько лет, а его общий бюджет составляет порядка 10 млрд рублей.

          «Наша цель – получить компактное, логически построенное производство, способное решать любые задачи мирового уровня, – подчеркивает главный инженер НПО Александр Бибичев. – Этому будет способствовать и обновление стендовой базы НИКа. На этот проект, реализация которого продлится несколько лет, выделено около семи миллиардов рублей». Модернизация НИКа очень важна, потому что с начала 2019 года НПО «Энергомаш» должно приступить к испытанию агрегатов нового двигателя РД-171МВ.

          Помимо этого в НПО занимаются вопросами качества – внедряют информационную систему управления ресурсами предприятия и технологию цифрового проектирования и производства. «Эти инструменты позволят существенно повысить качество управления и технологических процессов», – говорит гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов. Добавим, что в двигателях РД-191 планируется осваивать технологию изготовления агрегатов с применением 3D-печати.

          Космическая отрасль перевооружается

          В ракетной технике без сварки не обойтись. На Красноярском машиностроительном заводе внедрен АЭЛТК-135/455 – автоматизированный экспериментальный лучевой технологический комплекс. В установке реализована новая кинематическая система. Манипулятор с электронно-лучевой пушкой позволяет выполнять сварные швы сложной конфигурации. Установка полностью автоматизирована, что требует иного подхода к работе сварщика – его труд стал более интеллектуальным. Теперь задача работника – правильно соединить изделия для сварки, выставить режим и задать координаты.

          «Мы приобретаем современное дорогостоящее оборудование, поэтому возрастают и требования к персоналу, который будет на нем работать. Подбор, обучение и переподготовка специалистов – одна из важных и актуальных задач», – говорит гендиректор АО «Красмаш» Александр Гаврилов.

          Заметными темпами идет техническое перевооружение и в Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева.

          «Мы вкладываем значительные средства в реконструкцию и автоматизацию процессов, потому что без всего этого сложно поднять производительность труда,

          – говорит генеральный директор – генеральный конструктор ГРЦ, академик РАН Владимир Дегтярь. – На предприятии модернизируются корпуса, поставляется новейшее испытательное и технологическое оборудование».

          И еще несколько деталей напоследок. В Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина создали первую в отрасли окрасочно-сушильную камеру (ОСК) для нанесения теплозащитных покрытий на крупногабаритные изделия ракетно-космической техники. А Воронежский механический завод – производитель двигателей для РН «Протон» и «Союз» – приобрел для механического цеха два импортных токарных станка с ЧПУ. Стоимость каждого 17 млн рублей.

          Вроде мелочь, но из таких мелочей складывается общая картина того, что сегодня творится в ракетно-космической отрасли. Ее глава Дмитрий Рогозин много раз сетовал на катастрофическое положение подведомственных ему предприятий. Он, правда, пообещал: «Несмотря на то, что производственные фонды Роскосмоса сильно устарели и современное оборудование составляет не более 13% – это вопрос только денег. Станки мы поменяем, люди готовы, энтузиазма очень много».

          Но вопрос с денежными средствами остается открытым. Как недавно заявил глава Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин, Роскосмос является рекордсменом по масштабам финансовых нарушений и речь идет о миллиардных хищениях. Правда, в госкорпорации уточнили, что озвученные данные относятся к 2017 году, и призвали дождаться публикации нового отчета – за тот период, когда Роскосмосом руководит новая команда.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............