Взгляд
18 июля, четверг  |  Последнее обновление — 08:39  |  vz.ru
Разделы

«Постаревшим» в фейсбуке просто не хочется рано умирать

Антон Крылов, журналист
Поветрие, охватившее Facebook – «старить» свои собственные фотографии, это, скорее всего, попытка убежать от старости. От которой на самом деле не убежишь. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Дяденьки, дайте денег на свободу слова

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Миф о том, что в России нет свободы слова, а на Западе – говори что хочешь, уже давно именно миф. Такая цензура, какая есть в любой стране победившей демократии, русским даже не снилась. Вернее, снилась, но очень давно. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Почему они нападают на Церковь

Сергей Худиев, публицист, богослов
Русская церковь вызывает враждебность не только как русская, но и именно как церковь. Так сложилось не потому, что Церковь этого как-то добивалась, а просто потому, что она остается сама собой. Подробности...
Обсуждение: 213 комментариев

    Российские звезды показали свою старость

    Российские звезды присоединились к популярному тренду в соцсетях – сделать и опубликовать собственную фотографию в старости. Не упустили возможности посмотреть на себя в будущем Евгений Плющенко и Яна Рудковская, Ксения Собчак и Артем Дзюба
    Подробности...

    Верховная рада VIII созыва запомнилась драками, хамством и просмотром порно

    В пятницу прошло последнее пленарное заседание Верховной рады VIII созыва. В нынешнем составе парламент работал с октября 2014 года. За это время там произошло много курьезных случаев, например когда в декабре 2015 года премьер-министру Яценюку подарили букет роз и попытались силой унести на руках с трибуны
    Подробности...

    Возле ТЭЦ в Мытищах тушили крупный пожар на газопроводе

    Серьезный пожар произошел в районе ТЭЦ «Северная» в Мытищах. Загорелся газопровод «Мосгаза», в результате в небо поднялся столб огня высотой до 50 метров. Факельное горение напугало местных жителей, однако в МЧС утверждают, что опасности для них нет. Пострадали 12 человек
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Ford Focus навсегда уходит с российского рынка

        Кто виноват в уходе Ford из России

        Американский концерн Ford закрывает заводы, увольняет сотрудников и уходит из России. Его история в нашей стране – это пример головокружительного взлета и жесткого падения. Ford первым из иностранных автоконцернов открыл Россию после распада СССР, первым рискнул вложить деньги в автозавод и не прогадал. Что же заставило американцев сбежать с поля боя? Подробности...
        Обсуждение: 166 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Команда Зеленского пообещала добиться переговоров с Путиным

          Главная тема


          Туркмения может стать новой проблемой России

          «доктрина гибридной войны»


          В США назвали Украину «лабораторией» перед возможным конфликтом с Россией

          опасная земля


          На подконтрольной США территории нашли место радиоактивнее Чернобыля

          «Непригоден к использованию»


          Зеленскому предложили разобрать украинский аналог ракетного крейсера «Москва»

          Видео

          патриотический вопрос


          У русских хотят отнять статус первооткрывателей Антарктиды

          преступный мир


          «Ворам в законе» придется эмигрировать

          война в донбассе


          Как десятки граждан России попали в плен на Украине

          исследование Вселенной


          Уникальный аппарат возвращает России научное лидерство в космосе

          викторина


          Знаменитые цитаты о России — фейк или не фейк?

          Атака на православие


          Сергей Худиев: Почему они нападают на Церковь

          Матушкина пропаганда


          Игорь Мальцев: Дяденьки, дайте денег на свободу слова

          Обидчивость как клиника


          Сергей Мардан: Ежедневная программа «Нас снова оскорбили»

          на ваш взгляд


          Как вы питаетесь на работе?

          Авианосец «Адмирал Кузнецов» должен был быть атомным

          Во времена СССР был построен единственный полноценный авианесущий корабль, до сих пор являющийся одним из символов российского ВМС, – «Адмирал Кузнецов»   14 февраля 2018, 19:40
          Фото: Семен Майстерман/ТАСС
          Текст: Денис Нижегородцев

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          «Как только наша подлодка выстрелила ракетой из Мурманской области на Камчатку, преодолев 11 тыс. км, американцы запросили сокращения вооружений», – рассказал газете ВЗГЛЯД писатель-маринист Александр Покровский, говоря об истории советского и российского ВМФ. Какие неудачи и достижения числятся за советским военно-морским флотом и какие задачи стоят перед ВМФ РФ сегодня?

          Ровно 100 лет назад, 14 февраля 1918 года, был опубликован декрет Совнаркома «О социалистическом Рабоче-Крестьянском Красном Флоте». Эта дата считается днем рождения Военно-Морского Флота СССР.

          О том, на смену чему пришел Красный флот, кто предотвращал ядерную войну в 1960–1980 годы и к чему стоит готовиться современному ВМФ, газете ВЗГЛЯД рассказал бывший офицер-подводник, капитан второго ранга до увольнения в запас, известный писатель-маринист Александр Покровский.

          ВЗГЛЯД: Что представлял собой Красный флот в момент создания?

          Александр Покровский: Начнем с того, что флот уже был. После Русско-японской войны 1904–1905 годов, когда погибло большое количество наших кораблей, была пересмотрена доктрина военно-морского флота России. Соответствующие процессы начались даже раньше, но именно после той войны руководству страны стало окончательно ясно, куда нужно двигаться.

          Царское правительство выделяло очень большие деньги на строительство современного флота. Причем он строился не только на Балтике, но и в Англии, других странах мира. Была хорошо развита кооперация. Достаточно посмотреть на знаменитый крейсер «Аврора», спущенный на воду в 1900 году. Электроприводы рулевых машин на ней были фирмы «Сименс». При этом военное ведомство вело себя гибко, и если были аналогичные детали отечественного производства, предпочтение отдавалось им. В целом к началу Первой мировой войны наш флот не уступал ни немецкому, ни английскому.

          ВЗГЛЯД: Но что было на его месте с октября 1917-го по февраль 1918-го, то есть когда царского флота уже не было, а советский еще не появился.

          А.П.: Когда случилось то, что случилось, начал разрушаться и флот. Корабли ржавели, не имели возможности ремонтироваться. В личном составе наблюдались разброд и шатание. Однако уже с 1918 года советское правительство, ощутив себя наконец правительством огромной страны, начинает делать то, что сделала бы любая власть на их месте, – защищать свои границы, строить армию и флот.

          ВЗГЛЯД: Как менялся флот в период от революции к Великой Отечественной войне?

          А. П.: Уже с 1918 года Красный флот и Красная армия начали приобретать правильные очертания. В последующие годы этот процесс продолжался, и нападение немцев 22 июня 1941 года наш ВМФ встретил по боевой тревоге. Потерь на флоте, сравнимых с потерями в пограничных частях или в авиации, в первые недели войны не было.

          ВЗГЛЯД: При этом ВМФ не так ярко и проявил себя во время Великой Отечественной по сравнению с сухопутной армией. Почему?

          А.П.: Боевые действия велись в основном на суше, на протяжении огромного фронта, разделившего страну на две части. В море же задачи ограничивались по большей части обеспечением сохранности конвоев, доставлявших нам технику и другие товары от союзников. С этой задачей ВМФ справлялся достаточно успешно.

          ВЗГЛЯД: Как менялась стратегия и тактика ВМФ в годы Великой Отечественной?

          А.П.: Тактика менялась по ходу. Например, стало понятно, что крейсеры, какими бы пушками они ни оснащались, по большому счету не работали. Перед подводными лодками, которых у немцев было очень много, они были очень уязвимы. А Германия производила до 30 субмарин в месяц. Правда, топились они примерно с такой же скоростью...

          Александр  Покровский (фото: из личного архива)
          Александр Покровский (фото: из личного архива)

          На Балтике наши успехи были скромными из-за большого количества минных полей. Прорваться сквозь них было чрезвычайно сложно. Но если уж это получалось, как у Александра Маринеско, то он устраивал фашистам настоящий погром.

          ВЗГЛЯД: Как менялись кораблестроительные программы и концепции в СССР после войны?

          А.П.: Уже в 1946 году стало ясно, что военный флот будет атомным. Первая же атомная подводная лодка – американская USS Nautilus (спущена на воду в 1954 году) – показала, куда всем двигаться. Все завертелось вокруг атомного оружия и атомной энергии. Советский лидер Никита Хрущев в какой-то момент и вовсе решил, что обычные корабли флоту не нужны. Но затем возобладал здравый смысл: помимо атомного флота развивался и обычный. Но общая ставка на подводные лодки связана именно с этими веяниями времени.

          ВЗГЛЯД: Какие важные политические приобретения СССР сделал с помощью такого инструмента, как ВМФ? Или наоборот – какие политические потери были вызваны недостаточным вниманием со стороны флота к той или иной точке земного шара?

          А.П.: В 1970–1980-е годы наш флот стал океанским. При Сергее Горшкове (главнокомандующий ВМФ СССР в 1956–1985 годах – ВЗГЛЯД) весь Мировой океан был поделен на квадраты, и в каждом квадрате дежурили наши корабли или подводные лодки.

          Заслуга наших моряков-подводников еще и в том, что они предотвратили ядерную войну. В частности, в 1982 году они фактически усадили за стол переговоров Рональда Рейгана и Леонида Брежнева с преемниками. Как только наша подлодка выстрелила ракетой из Мурманской области на Камчатку, преодолев 11 тыс. км, американцы запросили сокращения вооружений. До этого они не стеснялись грубо нарушать все возможные правила плавания в Мировом океане (я в те годы служил на атомной лодке на Северном флоте и лично наблюдал зависание вертолета Sea King в метре от палубы), но потом стали вести себя намного скромнее.

          Часто можно услышать – «брежневский застой». За всех не скажу, но на флоте застоя не было. Наши корабли ходили минимум по две автономки в году. Это 180 суток, а с учетом набегавших по мелочи – все 250.

          ВЗГЛЯД: Почему СССР не сделал ставку на авианосцы? И нужны ли они сегодня?

          А.П.: Что такое авианосец? Это часть суши, приближенная к другой суше. Это огромный аэродром, который нужно доставить куда-то, чтобы с него легко поднимать самолеты и кого-то бомбить. Но военная доктрина у нас была оборонная, демонстрировать агрессивность было не принято – отсюда и отказ от авианосцев. Хотя их сильно продвигал адмирал Горшков, руководство страны решило по-другому.

          Вместо авианосцев была сделана ставка на авианесущие крейсеры. В этом были как минусы, так и плюсы. С одной стороны, мы не могли приблизиться к чужому городу, притащив на себе 100 самолетов – на авианесущем крейсере их умещается гораздо меньше. С другой – вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» выгодно отличалось от вооружения авианосцев. Он способен выполнять принципиально иные задачи и к тому же не требует такого большого охранения, как авианосец. Кстати, «Кузнецов» должен был быть атомным, но промышленники решили иначе.

          Сегодня на дворе уже другой век, задачи стоят иные. К примеру, в ближайшем будущем нам крайне важно будет сохранить за собой Северный морской путь. А значит, снова возникает необходимость в большом аэродроме, с которого можно было бы «подскакивать» на необорудованное побережье. Но строить большие стационарные аэродромы на севере дорого и сложно. Подобную задачу могли бы решить несколько авианосцев и авианесущих крейсеров.

          ВЗГЛЯД: Из чего, на ваш взгляд, исходит современное военно-политическое руководство России в строительстве ВМФ? И в чем вы видите главное предназначение российского флота в ближайшем будущем?

          А.П.: Государство постепенно начинает понимать, что ему нужен сильный флот. Правда, на мой взгляд, происходит это очень медленно.

          Что касается предназначения... Современная концепция укладывается в два слова – «ядерная война». Концепция эта предложена не нами. Но мы должны быть к ней готовы – и мы будем ее отрабатывать. Несмотря на все международные соглашения, в перспективе мне видится война на уничтожение человечества. И России ничего не остается, как принять эти правила игры. Уточню, что необязательно речь вести о горячей войне. Это может быть и длительная война маневров, демонстраций, поигрывания мускулами, что мы уже наблюдаем и в настоящее время.

          А предназначение флота – не столько воевать, сколько демонстрировать флаг по всему миру, осуществляя тем самым давление на противника и внушая уважение другим странам.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............