Взгляд
22 июня, пятница  |  Последнее обновление — 10:30  |  vz.ru
Разделы

С кем «русские ЧВК» конкурируют на африканском рынке военных услуг

Владимир Неелов, эксперт «Центра стратегической конъюнктуры»
Поскольку, предположительно, для игры «на чужом поле» используются формально не существующие в России частные военные компании, интересно разобраться, какие ЧВК традиционно сильны при работе на Африканском континенте. Подробности...

Ситуация с повышением пенсионного возраста вскрыла острую проблему гражданского общества

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Существующая пенсионная система для государства является уже неподъемным бременем. А любые популистские решения на самом деле решениями не являются. Но проблему надо решать, поскольку она будет только усугубляться. Подробности...
Обсуждение: 144 комментария

«Помнишь, ты говорил, что Россия всё равно станет первой в мире?»

Рауф Кубаев, сценарист, режиссер
Ночью позвонил Мохаммед из Каира. «Понимаешь, – сказал он, – мы расстроены не поражением. Вы заслужили. Мы расстроены, что вылетели из чемпионата. А вы красавцы. Я про другое хотел сказать». Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

    Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

    Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них
    Подробности...
    Обсуждение: 6 комментариев

    Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

    Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина
    Подробности...

    Умер Станислав Говорухин

    Режиссер, актер и депутат Госдумы Станислав Говорухин скончался на 83-м году жизни в подмосковном санатории «Барвиха». По предварительным данным, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. На фото – Станислав Говорухин в роли Крымова и Татьяна Друбич в роли Алики в фильме Сергея Соловьева «АССА»
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Рогозин распорядился прекратить производство «Протонов»

        Главная тема


        Удастся ли Польше повзрослеть без Качиньского

        День памяти и скорби


        Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны

        «поставили жирный крест»


        На Украине вспомнили о «конкуренте» «Арматы»

        жалоба в ФИФА


        Египет нашел ошибки в судействе матча против России

        «это без шуток»


        Украинский генерал потребовал создания ракет с дальностью «до Москвы»

        «быстро и много бегают»


        Британские СМИ намекнули на использование российскими футболистами допинга

        армия и вооружения


        Почему срываются планы по созданию нового эсминца для ВМФ

        символ советского кино


        Что ответить Кикабидзе на его ненависть к СССР

        «совершенно безумно»


        В США напуганы угрозой получения Россией «ключей от F-35»

        пенсионный возраст


        Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

        «всего лишь спорт»


        Андрей Бабицкий: Из национального позора сборная превратилась в звезду и надежду миллионов

        «русские ЧВК»


        Владимир Неелов: Налицо – успешная реализация Россией стратегии экспорта безопасности

        на ваш взгляд


        Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?

        «Советский идиотизм» оказался защитой от ловушки Запада

        «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь», – писали в советской печати   14 февраля 2018, 18:30
        Фото: Земляниченко В. Н.
        Текст: Антон Крылов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Среди «просвещенной» части общества принято смеяться над словами о том, что джаз, буги-вуги, рок и прочая популярная музыка использовалась США в качестве идеологического оружия. Но умные, в отличие от «просвещенных», смеются последними: антисоветским оружием джаз признали в Госдепе США. И он стал действительно хитрой ловушкой со стороны американцев.

        Фраза «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь» до сих пор приводится в качестве примера непроходимого идиотизма советских идеологических органов.

        Как выяснилось через 30 лет после окончания первой холодной войны и через четыре года после нового резкого охлаждения отношений между Западом и Россией, джаз все-таки был одним из инструментов противостояния.

        Экспозиция, посвященная «джазовой дипломатии» США в годы холодной войны, появилась в Музее истории Госдепа. Как сообщила представитель музея Элисон Манн, она также посвящена «нескольким афроамериканским музыкантам, участвовавшим в этих дипломатических усилиях в годы холодной войны». «Участники «джазовой дипломатии» отправлялись в страны советского блока. Это была кампания по продвижению джаза как способа противодействия советской пропаганде», – добавила она.

        В «джазовой дипломатии» участвовали в том числе такие популярные музыканты, как Луи Армстронг. А направлена она была не только на СССР, но и на другие страны, которые делали выбор между капиталистической и коммунистической системами. Один из экспонатов выставки – это, по словам Манн, «очень известная фотография Луи Армстронга верхом на верблюде, которая была сделана во время его поездки в Египет».

        Как писал Шарль Бодлер (и повторил герой Кевина Спейси в фильме «Подозрительные лица»), «величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует». Госдеп не просто успешно применил, а творчески развил эту уловку.

        Версия о том, что западная поп-культура была направлена против «советской пропаганды», не просто опровергалась, а превращалась во что-то смешное и маргинальное вроде веры в зеленых человечков или плоскую Землю.

        Помнится, 12 лет назад российские либералы смеялись над «шпионским камнем», при помощи которого британские «джеймсбонды» передавали информацию из Москвы. Какие только карикатуры ни рисовали и какие только фельетоны ни писали про Аркадия Мамонтова, в передаче которого было рассказано про камень. Пока в один прекрасный день британская сторона не признала, что камень действительно был.

        Над теми, кто считал западную музыку орудием контрпропаганды, тоже смеялись и тоже, получается, зря.

        Значит ли это, что если бы «глушилки» работали лучше, а приезжающих из-за границы тщательнее досматривали, СССР просуществовал бы до сегодняшнего дня? Разумеется, нет. Запреты и ограничения не работают в отсутствие достойной альтернативы. В этом заключалась объективная беда Советского Союза: критикуя «общество потребления», он был не в состоянии предложить своим гражданам высокое качество жизни. Критикуя же «враждебную» музыку, не мог выработать конкурентоспособную альтернативу, как в анекдоте про песню «Валенки».

        Запретный плод всегда сладок, поэтому все западное в СССР казалось заведомо более качественным, чем отечественное. Потребовался мутный вал быстрорастворимых продуктов, фильмов категории «B» и невнятных поп-певцов, обрушившийся на Россию в 1990-е годы, чтобы наши граждане наконец-то поняли: «импортное» и «качественное» вовсе не обязательно являются синонимами.

        Сладость всего запретного еще предстоит ощутить украинским властям, которые изо всех сил запрещают российские фильмы, книги, спектакли, а также актеров и писателей. Как в СССР запреты сделали западную поп-культуру культовой, так и на Украине, похоже, уже совсем скоро будут гоняться за ввезенными контрабандой книгами Прилепина или Лукьяненко. Правда, в эпоху интернета все эти ограничения являются фикцией, поэтому эффект будет несколько смазан.

        То, что Госдеп с гордостью признал джаз своим идеологическим оружием, вовсе не значит, что нынешним контролирующим органам следует еще более активно запрещать современную западную поп-культуру.

        Запрет на «Смерть Сталина» в кинотеатрах, с одной стороны, не дал оскорбиться в лучших чувствах тем сталинистам, которые (непонятно зачем) решили бы посмотреть эту комедию. С другой – тысячи равнодушных к истории и политике людей были лишены шанса увидеть, с каким презрением британцы относятся к нашим предкам. Почему-то любители запрещать считают, что подобные произведения искусства способны «развратить» или «переубедить» народ, хотя у большинства людей оскорбления со стороны иностранцев вызывают естественную обратную реакцию.

        Поэтому можно и нужно разрешать прокат фильмов, где русских изображают максимально неприглядно, – просто чтобы у людей не было иллюзий относительно наших западных «партнеров».

        Но главное в противостоянии идей – это суметь предложить достойную альтернативу. RT и Sputnik сумели сделать это в информпространстве, но в кинематографе, не говоря уже о поп-музыке, пока что ситуация не выглядит равнозначной. Русский рок и русский рэп естественно ограничены русскоязычным пространством.

        Возможно, стоит заново переоткрыть джаз и отправить наших музыкантов ездить на верблюдах по Египту?


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............