23 апреля, вторник  |  Последнее обновление — 03:33  |  vz.ru

Ленин лежит в Женеве

Андрей Манчук, политолог
День рождения Владимира Ленина обычно рассматривается у нас как архаический и чисто советский праздник, унаследованный из прошлой эпохи и неактуальный для постмодернистской современности XXI века. На самом деле это не так. Подробности...

Зеленский не выполнит ничего из обещанного

Дмитрий Родионов, политолог
Удивляет разве что то, как быстро сдался Порошенко. А ведь еще в субботу он хорохорился, говорил о своей будущей «победе» как о свершившемся факте, благодарил за нее домочадцев и соратников. И вдруг признает поражение почти сразу после завершения голосования. Подробности...

Украинские выборы войдут в историю трижды

Дмитрий Михайлин, медиаменеджер
Не надо иллюзий – за пять лет невозможно возродить экономику, победить тотальную коррупцию, решить большинство системных проблем. Но привести Украину в чувство, сделать самостоятельным игроком, а не инструментом – вполне возможно. Подробности...

Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон

Открылся 18-й Шанхайский международный автосалон, собравший множество ярких новинок от ведущих автопроизводителей из 20 стран мира. В центре внимания – электромобили. Скажем, Audi привезла в Китай настоящий автомобиль будущего – концепт AI:me, полностью электрический беспилотник

Появились первые фото из сгоревшего Нотр-Дама

Появились первые фотографии из сгоревшего собора Парижской Богоматери. Горевший всю ночь храм получил серьезные повреждения: обрушился деревянный шпиль, пострадала несущая конструкция. С полыхавшим всю ночь огнем удалось справиться только к утру

Собор Парижской Богоматери сгорел

Знаменитое на весь мир здание собора Парижской богоматери, кажется, уже не будет прежним. Легендарная церковь пострадала от сильнейшего пожара, дым от которого был виден на весь Париж

НОВОСТЬ ЧАСА:Армия Хафтара начала вторую фазу наступления на Триполи

Появятся ли свои «Зеленские» в других странах бывшего СССР

«исполнить обещания»

Экс-капитан «Уральских пельменей» оценил уместность комика для российской политики

связь с нефтью

МЭР спрогнозировало курс доллара на ближайшие годы

некачественное сырье

В поломке на белорусском НПЗ обвинили российскую нефть

«громкие трубы шоу-бизнеса»

Галкин объяснил, почему «Зеленский не прогнется под политическую систему»

российский флот

Эксперт поддержал требующих выплат за командировки в Сирию моряков

Панкисское ущелье

Чеченцы-кистинцы прогнали спецназ Грузии (видео)

«взгляды Зе»

Соловьев призвал не признавать выборы на Украине

диалог с Россией

Путин помог вскрыть иллюзию единства Балтии

победа зеленского

Дмитрий Михайлин: Украинские выборы войдут в историю трижды

Повесили в музее – смотри!

Ольга Андреева: Кассирша Пушкинского музея против актуального искусства

Афины метнулись к Вашингтону

Ирина Алкснис: Почему Греция дергает Германию за усы

Каким президентом для Украины будет Владимир Зеленский?

Нужны ли еще Земле космонавты

Космонавт Андропов в фильме «Армагеддон» приносит явную пользу – он кувалдой чинит звездолет   13 апреля 2019, 16:00
        Фото: Touchstone Pictures
        Текст: Алексей Нечаев,
        Анна Кукушкина

В прошедший накануне праздник космонавтам неожиданно пришлось оправдываться за собственное существование. К этому их вынудил сотрудник РАН, заявивший, что надобность в людях на орбите давно отпала, их прекрасно заменят роботы. Допустим, так. Но вот вопрос: когда придет время переселять население Земли на другую планету, как обойтись без опыта космонавтов?

Эпоха освоения космоса с помощью пилотируемых полетов закончилась, все важные открытия сейчас осуществляются с помощью роботов, заявил в пятницу радио «Говорит Москва» ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Вячеслав Докучаев.

«МКС с точки зрения науки – это пустая трата времени. Космонавты там занимаются в основном собственным жизнеобеспечением и изучают, кто у них там дырки просверливает.

Тратятся миллиарды не рублей, а долларов, а научный выход – ноль. Давным-давно все открытия получаются с помощью роботов. Марсоход на Марсе, флуктуации реликтового излучения – все это получено роботами. Человек в космосе просто сейчас не нужен. Человеческая космонавтика нужна, но только на частные деньги. А государство свои деньги налогоплательщиков должно тратить на настоящую науку», – убежден ученый.

Примечательно, что это заявление он сделал прямо в День космонавтики.

Выпад Докучаева вызвал коллективную отповедь из уст сразу нескольких космонавтов.

«США и Китай ведь тоже не просто так развивают программы пилотируемых кораблей. И если мы хотим отстать, если хотим не быть космической державой, тогда да, можно обойтись без пилотируемой космонавтики», – заявил газете ВЗГЛЯД космонавт, депутат Госдумы Максим Сураев.

«Я не уверен в компетентности этого сотрудника. В каких-то отдельных вопросах беспилотные корабли и роботы решают некоторые задачи. Но в любом случае, чтобы применять все это для человечества, нам нужен и человек в космосе. Если бы все было так, как заявил Докучаев, мы бы лежали все на диванах и не ходили на работу. Но жизнь показывает, что не получается у нас все заменить машинами», – сказал Сураев.

«Пилотируемая космонавтика была, есть и будет. Все самое необходимое в космосе делается руками человека, – подчеркнул Сураев. – Да, какие-то вещи можно доверить роботу, но и его должен контролировать человек с помощью своего мозга, осязания, обоняния, зрения».

Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев лаконично заявил, что ученый РАН «не прав», а космонавт Андрей Борисенко в свою очередь заметил, что человека нельзя противопоставлять «автомату». «Этот спор напоминает, какая рука для человека важнее – левая или правая. Необходим именно комплексный подход в решении научных задач. Далеко не все могут делать автоматы», – заметил он.

Начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (ЦПК) Павел Власов тоже встал на защиту своей профессии. «Люди без подпорки автоматов не смогут работать, а автоматы – без влияния людей, особенно в деятельности на других планетах. Без людей нам не обойтись», –цитирует Власова ТАСС.

Кстати, споры о статусе космонавтов в нашей стране уже возникали. Как писала газета ВЗГЛЯД, еще в 2010 году Минобороны дважды отказалось наградить званием Героя России того же Максима Сураева. Современные полеты в космос российские генералы уже не считают достаточно опасными и заслуживающими награждения пилотов Золотой Звездой. С просьбой о награждении Сураева Роскосмос обратился прямо к президенту, после чего Сураев все же получил звезду Героя.

В отличие от космонавтов другие российские ученые не спешат с порога отметать тезис Докучаева.

«Действительно, с большинством экспериментов по фундаментальной науке, связанных с наблюдением за космосом и планетами, магнитными бурями, проведением, например, экспериментов, связанных с проверкой теории относительности, лучше справляются автоматические спутники», – заявил газете ВЗГЛЯД российский физик, специалист в области космической плазмы, геофизики, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович.

«Но если говорить о биологической науке, связанной с изучением материалов в рамках экспериментов, которые проводятся на станции в условиях невесомости, – здесь космонавты и экипаж корабля выполняют существенную роль», – отметил эксперт.

«Кроме того, существует огромный пласт науки, связанной с освоением космоса. Мы должны изучить эту среду с точки зрения проживания в ней. Рано или поздно люди будут летать в космос, поэтому надо понимать, как человек себя чувствует в невесомости. Если нам нужно перелететь на другую планету, то как еще это можно сделать?» – поясняет ученый.

«Не нужно считать, что это необходимость завтрашнего дня – переселиться в космос,

– считает собеседник. – Но с точки зрения прогресса человечества, экспансии человека в космос, пилотируемые полеты нужны, поскольку это первый шаг».

«Чтобы переплыть Атлантический океан, никто не ждал, когда появится лайнер. Люди переплывали его и на лодках, и на плотах. Постепенно пересечение океана становилось все более доступным. Вот и в освоении космоса мы также находимся на начальной стадии», – резюмировал Петрукович.

Надо признать – сомнения в необходимости пилотируемых полетов звучат и на Западе. Когда в прошлом году бурно обсуждались планы Илона Маска наладить полеты на Марс, 85-летний астронавт Билл Андерс назвал глупой идею пилотируемых экспедиций к этой планете. Он считает, что от беспилотных программ гораздо больше пользы, прежде всего потому, что они намного дешевле.

Андерс прославился в далеком 1968 году, когда летал к Луне на корабле «Аполлон-8». «Сегодня НАСА не смогло бы высадиться на Луне. Они так закостенели... НАСА превратилось в программу трудоустройства... Многие центры в основном заинтересованы лишь в том, чтобы быть чем-то занятыми», – посетовал Андерс в интервью Би-би-си. Андерс также критически настроен вообще к стратегии НАСА. По его мнению, оно создало космическую станцию на околоземной орбите только для того, чтобы оправдать существование шаттлов.

«Космическая станция оказалась там только потому, что у нас был шаттл, и наоборот. НАСА на самом деле очень плохо вело пилотируемую программу с тех пор, как закончились лунные проекты», – уверен астронавт.