Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Названо число госпитализированных после ДТП в Турции россиян

10 апреля, суббота  |  Последнее обновление — 17:27  |  vz.ru
Разделы

С Навальным носятся, как с писаной торбой

Максим Соколов, публицист
Либеральная общественность, может, конечно, на «Эхе дождя» озаряться великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола – у нас свобода. Но какой политический профит она собирается получить от такой поэмы экстаза, не вполне понятно. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Эрдоган показал себя настоящим султаном

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Визит топовых европейских чиновников в Турцию закончился грандиозным скандалом. Негативные последствия для Европы понимают все – кроме этих самых чиновников. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Принц, который запомнится эксцентричными шутками

Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
Принц Филип – воистину последний принц старой эпохи, времен, когда королева Виктория воспринималась современницей, а XIX столетие – совсем недавней историей. Но Филип вовсе не был живым памятником минувшим дням. Напротив – он оказался одним из тех, кто многое сделал для трансформации британской монархии в ХХ веке. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

    Французское вино спасают с помощью костров

    Из-за аномальных морозов, виноградники во французских регионах Бургундия, Шабли и Бордо пришлось обогревать с помощью костров. Сообщается, что больше всего от резких заморозков пострадал цветущий раньше других сорт Шардоне
    Подробности...

    Скончался супруг английской королевы принц Филип

    Муж британской королевы Елизаветы II принц Филип Маунтбеттен, герцог Эдинбургский умер в пятницу в возрасте 99 лет. Они прожили в браке 75 лет. Кстати, по отцовской линии умерший – праправнук российского императора Николая I
    Подробности...

    Старейший кинотеатр Москвы открылся после семи лет реконструкции

    После семи лет реконструкции открылся старейший кинотеатр Москвы – «Художественный». Построенному 111 лет назад кинотеатру вернули прежнее название – «Художественный электро-театръ». Также была реконструирована подстанция, питающая здание
    Подробности...


        Высокая смертность на российских дорогах сохраняется из-за слабой подготовки водителей

        Как избавиться от смертельных ДТП на российских дорогах

        Полиция расследует очередную трагедию на дорогах России – сразу 12 человек погибли в результате аварии с участием рейсового автобуса и грузовика. В последние годы число погибших в ДТП в нашей стране неуклонно снижается, однако все еще остается гораздо выше по сравнению с Западной Европой или Японией. Как можно сделать российские дороги более безопасными? Подробности...
        Обсуждение: 99 комментариев

        Россия сделала собственный электрокар

        У электромобиля от «КамАЗа» есть преимущество перед Tesla

        Россия вливается в новый мировой тренд. На рынок выходит отечественный электрический автомобиль, который по своим габаритам напоминает «Оку». Пленить покупателя планируется ценой – российский электрокар «Кама-1» будет стоить почти в три раза дешевле, чем самая бюджетная модель Tesla. Поможет ли это ее продажам? Подробности...
        Обсуждение: 297 комментариев
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:Названо число госпитализированных после ДТП в Турции россиян

          Главная тема


          В Северной Корее начинается голод

          мирный договор


          СМИ сообщили о планах Брежнева по передаче Курил Японии

          опасная работа


          Разблокировавшему Суэцкий канал экскаваторщику не заплатили сверхурочные

          «звездные войны»


          Disney представил «настоящий» световой меч

          Видео

          настоящий султан


          Эрдоган унизил Евросоюз по личным причинам

          война в донбассе


          Главные мировые русофобы послали Зеленскому опасные сигналы

          новый план


          Спецпосланник США найдет повод похоронить «Северный поток – 2»

          претензии за оккупацию


          Лукашенко открыл исторический фронт против Польши

          российский «Спутник»


          Игорь Мальцев: Вакцинация в Европе перетекла в скандал

          ситуация на украине


          Глеб Простаков: Слабость Зеленского ведет к новому конфликту

          официальный визит


          Геворг Мирзаян: Эрдоган показал себя настоящим султаном

          специальный репортаж


          В Байкальском заповеднике лесники отбиваются от браконьеров

          на ваш взгляд


          Кто должен заниматься сексуальным просвещением детей?

          Как наследие нацистского адмирала усилило советский подводный флот

          Карл Дениц был выдающимся мастером подводной войны   24 декабря 2020, 17:44
          Фото: общественное достояние
          Текст: Владимир Нагирняк

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          24 декабря исполнилось 40 лет со дня смерти гроссадмирала Карла Деница, командовавшего ВМС Германии во время Второй мировой. Все знают, что Дениц был преемником Гитлера на посту главы нацистского государства и был осужден в Нюрнберге как военный преступник. Однако уже после войны СССР использовал наследие адмирала Деница для усиления своего подводного флота. Как именно это произошло?

          В годы Второй мировой войны Германия вела активную борьбу с англо-американскими союзниками за господство на коммуникациях в Атлантике. Основным средством в ней были немецкие подлодки, которыми командовал адмирал Карл Дениц. Он прославился как разработчик знаменитой тактики «волчьей стаи», применяемой для атак союзных конвоев.

          Суть этой тактики заключалась в организации лодочной завесы на пути конвоя, его обнаружения и нападения на него группы субмарин. Кроме этого, руководя немецкими подлодками, Дениц использовал стратегию ударов по дальним коммуникациям противника, где его противолодочная оборона была слаба или отсутствовала вовсе.

          Немецкие подлодки во Второй мировой

          Управляемые Деницем немецкие подводники достигли серьезных успехов в первые годы войны. Их «волчьи стаи» доставили немало хлопот союзникам в Атлантике, а рейды подлодок в отдаленные, слабо защищенные районы больно били по судоходству. По данным британского Адмиралтейства, успехи немцев вылились в потопление 2775 торговых судов общим тоннажем в 14 573 000 брт. Англо-американским силам противолодочной обороны (ПЛО) пришлось немало потрудиться, чтобы остановить этот поток потерь и выиграть битву в океане.

          К началу Второй мировой немецкие подлодки были отличным боевым инструментом. Они обладали высокой скоростью, достойным вооружением, а их корпуса выдерживали погружение на глубину до 300 м. Уничтожить таких «стальных акул» было непросто. Позднее, правда, союзники лишили их преимущества с помощью развития своих сил ПЛО, где главную роль играла противолодочная авиация.

          Пытаясь переломить ситуацию в свою пользу, Дениц активно внедрял в подводную войну разные технические новшества. Так, в 1943 году немецкие подлодки получили «шнорхель» – устройство, позволявшее дизелям работать под водой, и самонаводящиеся акустические торпеды.

          Наконец, апофеозом развития немецкой технической мысли стал новый тип подводной лодки, произведший революцию в подводном кораблестроении. Разработанные по заказу Деница немецкие субмарины XXI серии стали первыми полноценными подводными кораблями в полном смысле слова. Они могли действовать, практически не всплывая на поверхность, и превосходили по маневренности и скорости движения под водой подводные лодки других стран.

          Безусловно, XXI серия имела шанс вернуть немецким подводникам преимущество в сражениях с конвоями. Однако Германия не успела бросить в бой эти чудо-лодки, так как война уже заканчивалась и поражение в ней Третьего рейха было неминуемым.

          После капитуляции Германии все технические новшества немецкого подводного кораблестроения стали добычей победителей. Особенно это коснулось Военно-морского флота СССР, извлекшего немало выгод из немецких трофеев.

          Немецкий след в советском кораблестроении

          Немецкий опыт в строительстве подводных лодок оказал сильное влияние на советское кораблестроение еще до войны. Заинтересованный в создании больших и современных подводных сил, Советский Союз в 1930-х годах пытался наладить контакт с Германией для осуществления своей цели. После нескольких лет переговоров советская сторона заключила в апреле 1933-го контракт с немецким концерном «Дешимаг» на разработку проекта подводной лодки и помощь в ее строительстве. Так появились на свет субмарины серии IX, на базе которых советская сторона создала лодки проекта IX-бис, более известные как «Сталинец».

          Дополнительным бонусом довоенного сотрудничества с Германией стало производство в Советском Союзе под своим наименованием дизелей фирмы МАN, командирских и зенитных перископов фирмы «Карл Цейс», шумопеленгаторов фирмы «Атлас верке» и аккумуляторных батарей для подлодок фирмы «AFA».

          Нападение Германии на СССР поставило точку в военно-морском сотрудничестве между ними. Однако и во время войны советские морские специалисты не прекращали интересоваться новшествами немцев в разработке и применении подлодок.

          Такое внимание уделялось Германии не только как противнику, но как и морской державе, чей подводный флот держал в напряжении союзников в Атлантике. Считая немцев весьма прогрессивными и сведущими в вопросах подводной войны, советская сторона внимательно изучала любую информацию об их действиях и технических новинках.

          Стоит отметить, что и во время войны в СССР не прекращали попытки создания проектов новых типов субмарин. Так, в 1942 году начались работы над проектом № 608, предназначенным для массового послевоенного строительства средних лодок. Однако в 1944-м работы над ним были прекращены, когда советские специалисты познакомились с немецкой «семеркой» U-250, потопленной в Финском заливе, а затем поднятой и доставленной в Кронштадт. «Немка» имела массу приборов и систем, созданных уже с учетом шедшей войны. Поэтому проект № 608 был заморожен до ее полного изучения.

          Настоящим подарком для советского флота стали новейшие немецкие акустические торпеды T-V, найденные на U-250. СССР еще до войны предпринимал неудачные попытки создать такое же оружие. В 1944-м работы над ним были возобновлены уже с помощью немецких образцов. Но ВМФ СССР так и не успел получить свою самонаводящуюся торпеду до конца войны, она была создана лишь после ее окончания. Кроме того, пользу от U-250 советская сторона получила, изучив на «семерке» марку судостроительной стали, сварку прочного корпуса, а также множество других деталей и устройств этой подлодки.

          Наследие адмирала Деница

          Разработка и строительство немцами субмарин XXI серии, также именуемых «электролодками», совершили технический переворот в мировом подводном кораблестроении. По сути, в подводном флоте произошло разделение на корабли двух эпох – до ее создания и после. Попав в руки победителей, «электролодки» оказали большое влияние на последующее развитие дизель-электрических подлодок в их флотах. По мнению исследователя А. М. Антонова, приоритет подводных качеств в архитектуре и других проектных решениях, мощная энергетическая установка подводного хода, «шнорхель», эффективные средства поиска и целеуказания стали неотъемлемой частью послевоенных дизель-электрических субмарин.

          В Советском Союзе высоко оценили технические достижения подводного флота Германии времен гросс-адмирала Деница. Они пришлись особенно кстати, так как в начавшейся холодной войне между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стало очевидно, что задачи для советского подводного флота будут схожи с теми, что стояли перед подводными силами кригсмарине во Второй мировой.

          Как ни парадоксально, со стратегической точки зрения СССР тогда оказался в ситуации, схожей с германской, если сравнить боевой потенциал его ВМФ с флотами противников. Таким образом, на тот момент советские подлодки могли стать единственным классом кораблей, не только способным противостоять более сильным ВМС НАТО, но и угрожать коммуникациям США в Атлантике, связывавшим их со своими европейскими союзниками.

          Такая ситуация вела СССР к созданию мощных подводных сил, при строительстве которых был бы весьма востребован немецкий опыт. Опираясь на эту концепцию, после войны Советский Союз начал массово строить дизель-электрические субмарины проекта 611 и 613, введя в строй своего флота почти 250 таких единиц.

          Лодки этих проектов создавались под большим влиянием проектных и технических решений немецких субмарин XXI серии. В частности, советские конструкторы позаимствовали из арсенала германского подводного кораблестроения некоторые новшества. К примеру, новые советские дизель-электрические субмарины оборудовались устройством работы дизеля под водой, аналогичным немецкому «шнорхелю», системой беспузырной торпедной стрельбы, химическими станциями регенерации воздуха, перископом с вращающейся площадкой, на которой командир мог производить круговой обзор с помощью гидропривода, и другими подобными механизмами.

          Конечно, проекты советских подлодок, выросшие из XXI серии, не были ее полной копией. Да, в СССР после войны пытались достроить захваченные немецкие лодки этого типа, присвоив им проектный номер 614. Но вскоре от этого отказались, решив лишь использовать полученные образцы для создания проектов 611 и 613, разработав для них собственные технические задания.

          Любопытно, что в Советском Союзе не ограничились вышеизложенным, издав также перевод книги Карла Деница в 1964 году. Необходимость ее выхода была обоснована МО СССР. По мнению советских военно-морских специалистов, перевод был нужен, потому что в книге излагались подготовка подводных сил Германии к войне и в ходе войны, тактические приемы групп и завес подводных лодок, планирование боевых действий и оперативное руководство подводными силами, организация связи, управления и взаимодействия. Она представляла существенную ценность для изучения богатого немецкого опыта подводной войны.

          ВМФ СССР использовал наследие гросс-адмирала Деница по праву победителя нацизма. Немецкие трофеи были хорошо изучены, и лучшее из них взято на вооружение и использовано для обороны страны. А книга командующего кригсмарине по тактике и стратегии действий подводной войны дополнила знания советских подводников чужим опытом. Ведь, как говорил китайский военный теоретик Сунь Цзы, если знаешь врага и знаешь себя, можно сражаться без страха быть побежденным.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............