Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Орбиту МКС решили скорректировать из-за обломка американской ракеты

3 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 09:33  |  vz.ru
Разделы

Украина стала Меккой для нацистов всего мира

Андрей Манчук, политолог
Ультраправые по-прежнему остаются особой опричной кастой, неприкосновенной для украинских законов, а Зеленский заигрывает с этой зигующей публикой, пытаясь заработать ее симпатии. Подробности...

Люди стали хуже понимать юмор

Сергей Лукьяненко, писатель
Вообще-то потеря чувства юмора – признак отмирания тонких структур головного мозга и упрощения сознания. Можно было бы списать на ковид, но началось раньше. Подробности...
Обсуждение: 56 комментариев

Как России принудить НАТО к миру

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Даже если сейчас Запад отвергнет российскую инициативу «с порога», предстоящие переговоры неизбежны, они займут долгие годы и будут перемежаться моментами колоссальной военной напряженности. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

    Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
    Подробности...

    Умер певец и композитор Александр Градский

    Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
    Подробности...

    Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

    Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды
    Подробности...


        Автомобилей не хватает на всех желающих

        Автолюбителей заставили переплачивать за дефицит новых машин

        Уже два месяца в России падают продажи новых автомобилей, хотя спрос на машины остается стабильным. В автосалонах не хватает машин на всех желающих. Дилеры начали устанавливать свои «правила игры». О скидках можно забыть чуть ли не до конца следующего года, уверяют участники рынка. Кто виноват в дефиците и как купить машину со скидкой? Подробности...
        Обсуждение: 65 комментариев

        В России наладят массовый выпуск электромобилей Lada

        Когда россияне пересядут в электромобили

        Российский концерн «АвтоВАЗ» решил не отставать от мирового тренда на электромобили – и уже к 2028 году представит россиянам машину Lada, заряжающуюся от розетки. Первая попытка завода создать массовый электромобиль в России ранее потерпела полное фиаско. Однако на этот раз планы «АвтоВАЗа» могут оказаться вполне успешными. Что же изменилось? Подробности...
        Обсуждение: 329 комментариев

        18-летняя девушка, сбившая трех детей, получила водительское удостоверение в 2020 году

        Сбившая на переходе троих детей москвичка вызвала волну гнева

        Решение столичного суда отправить под домашний арест 18-летнюю москвичку, сбившую на пешеходном переходе троих детей, двое из которых погибли, вызвало возмущение как в блогосфере, так и среди политиков. Что послужило причиной ДТП, какое наказание грозит автолюбительнице и как исключить подобные трагедии в будущем? Подробности...
        Обсуждение: 245 комментариев
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:Орбиту МКС решили скорректировать из-за обломка американской ракеты

          Главная тема


          Как соратники Ельцина уничтожили КГБ

          представительство Тайваня


          Китай вычеркнул Литву из своих таможенных систем

          кризис неплатежей


          Молдавии предрекли новые проблемы с погашением долга «Газпрому»

          солдаты на переводой


          Оставшиеся без еды солдаты ВСУ начали воровать скот у жителей Донбасса

          Видео

          референдум 1991 года


          Украинская независимость построена на тотальном обмане

          экспорт будущего


          Россия обойдется без Украины в поставках водорода в Европу

          товары со скидками


          «Черная пятница» вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

          «Белый лебедь»


          Россия получит ядерное преимущество над НАТО

          ноты Баха


          Наглость украинского посла поможет России

          афганский наркотрафик


          Россия и Китай теснят Британию в Горном Бадахшане

          травма, а не правда


          Алексей Алешковский: Как либералам и патриотам найти путь друг к другу

          работа гениев


          Игорь Мальцев: Как Beatles писали свои песни

          на ваш взгляд


          Как вы отнесетесь к идее Лукашенко разместить российское ядерное оружие в Белоруссии?

          Гибель гордости русского флота до сих пор вызывает споры

          Линкоры типа «Севастополь» включили в себя многие передовые разработки того времени   20 октября 2021, 08:50
          Фото: общественное достояние
          Текст: Владимир Веретенников

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          В октябре 1911 года на заводе «Руссуд» в Николаеве началось строительство линкора «Императрица Мария», яркая жизнь которого прервалась 20 октября 1916-го, ровно 105 лет назад. Всего за полтора года службы корабль успел стать флагманом адмирала Колчака, а его загадочная гибель до сих пор вызывает споры среди историков и будоражит фантазию писателей. Чем еще был уникален «русский суперкорабль»?

          Четыре первых российских линкора типа «Севастополь», построенных для Балтийского моря, почти всю Первую мировую войну простояли на базах – начальство боялось рисковать бронированными гигантами. Совсем по-другому сложилась судьба тех дредноутов, что были созданы для Черноморского флота. Она оказалась куда более короткой.

          Плавучие крепости Черного моря

          Изначально в Петербурге не собирались заводить дредноутную эскадру на этом морском театре, поскольку главным противником там была одряхлевшая Османская империя. Но в 1910 году разнеслась весть о том, что турки заказали три новейших линкора на британских верфях. Морской министр Степан Воеводский решил действовать и разработал законопроект об «обновлении» Черноморского флота. Сперва его поддержал премьер-министр Петр Столыпин, потом приняла Госдума, а затем утвердил император Николай II. Ради скорости дела проект решили не создавать с нуля, взяв за основу чертежи балтийских «Севастополей», подвергшиеся затем довольно основательной доработке.

          Корабли были зачислены в состав флота 24 октября 1911 года «авансом» – их еще предстояло построить. Получившиеся в итоге военные машины, названные «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая» (проект «Император Николай I» из-за революции довести до конца не успели), можно рассматривать как квинтэссенцию эпохи дредноутов. Главным достоинством «императорского» семейства считалась линейно-монотонное расположение четырех трехорудийных башен главного калибра, расставленных по всему корпусу – равномерно по длине корабля.

          В ту пору в других флотах чаще всего было принято расставлять орудийные башни в носу, корме и по бортам, отчего не все они могли принимать участие в бортовом залпе. У русских дредноутов этот недостаток был устранен – на каждый борт могли свободно стрелять все двенадцать орудий.

          Кроме России подобную схему применили только итальянцы – в конструкции своего первого линкора «Данте Алигьери». Однако и она имела недостатки – прямо в нос или в корму могли бить лишь по три орудия из одной-единственной башни. Поэтому более прогрессивной являлась линейно-возвышенная схема – когда башни группировались по две на носу и корме. При этой схеме башни, что располагались ближе к носовой или кормовой оконечности корабля, находились на более низком уровне, чем соседние, и те могли стрелять поверх их крыш. Это идею воплотили в жизнь американцы – сначала на первых своих линкорах типа «Мичиган», а затем и в последующих проектах.

          В России проект дредноута с десятью 305-мм («двенадцатидюймовыми») пушками в пяти двухорудийных башнях (носовая пара башен располагалась линейно-возвышенно) еще в 1907 году предлагал корабельный инженер Дмитрий Скворцов. Но его идею отвергли. В том числе и по той причине, что разведка добыла сведения из Германии: выходило, что немцы намерены построить линкоры, имеющие аж шестнадцать пушек 305-мм, из которых двенадцать разместятся в трехорудийных башнях.

          Впоследствии эта информация не подтвердилась – первые германские линкоры типа «Нассау» несли лишь двенадцать 280-мм пушек в шести двухорудийных башнях. Однако уже в проекте «Кайзер», корабли которого начали вступать в строй с 1912 года, немцы частично воплотили линейно-возвышенную схему – в башнях кормовой группы.

          Так «вместе с водой выплеснули ребенка» – артиллерия всех российских дредноутов размещалась на одном уровне.

          По последнему слову техники

          По многим качествам черноморское «императорское» семейство оказалось лучше балтийских «Севастополей». Увеличилась толщина броневого пояса – с 225 до 262,5 мм, усилилась броневая защита корабельной артиллерии. Это были настоящие плавучие крепости. К примеру, суммарный вес брони «Императрицы Екатерины Великой» составил 7045 тонн (29,6% от нормального водоизмещения корабля).

          Артиллерия главного калибра у «черноморцев» ничем не отличалась – все те же двенадцать 305-мм орудий производства Обуховского завода. Дальность стрельбы снарядом 470 кг – 24 400 метров. Зато была усилена батарея среднего калибра, предназначенная для отражения атак вражеских эсминцев. У «балтийцев» это были шестнадцать 120-мм орудий системы Виккерса (сработанных на все том же Обуховском заводе), у «черноморцев» – двадцать 130-мм пушек. Штатный боекомплект включал в себя по сотне снарядов на одну «двенадцатидюймовку» и по 245 снарядов на одно орудие среднего калибра.

          Увеличившаяся дальность морских дуэлей требовала сложных расчетов. Российские линкоры оснащались системой управления огнем типа Гейслера: дальность до цели измерялась посредством стереоскопических дальномеров, с помощью визира определяли курсовой угол цели, а потом специальный механический прибор выдавал текущую (сглаженную) дистанцию. Затем в общее уравнение вводились такие компоненты, как изменение положения цели за время полета снаряда, воздействие на него ветра, отклонение снаряда вправо вследствие вращения (деривация). После этого в посты наводки по проводам поступали все необходимые данные, отображавшиеся стрелками на индикаторах перед лицом наводчика. Впрочем, каждая башня могла «вести» цель самостоятельно и работать в автономном режиме.

          Этих морских гигантов можно было разогнать до скорости в 21 узел – данную функцию выполняла четырехвальная паротурбинная установка системы Парсонса. Наружные винты обслуживались каждый двумя турбинами высокого давления (переднего и заднего хода), а на внутренние валы соединялись с комбинированными турбинами низкого давления переднего и заднего хода. Пар вырабатывали 20 треугольных тонкотрубных котлов Ярроу, располагавшихся в пяти котельных отделениях. Общая мощность всех двигателей составляла 33 тыс. лошадиных сил.

          Корабли воплотили в себе передовые достижения науки столетней давности. Изготовление сверхмощных машин, орудий невиданной прежде дальнобойности и прочной брони требовало применения огромной суммы знаний, накопленной человечеством.

          Флагман вице-адмирала Колчака

          «Императрице Марии» суждена была яркая жизнь. Корабль спустили на воду 1 ноября 1913-го, а ввели в эксплуатацию 6 июля 1915-го. То есть как нельзя вовремя – уже почти год шла Первая мировая война, а самым мощным кораблем на Черном море оставался новейший немецкий линейный крейсер «Гебен». До вступления в строй «Императрицы» русское командование могло противопоставить «Гебену» только устаревшие эскадренные броненосцы-додредноуты. Ни один из них в одиночку «Гебену» противостоять не мог, в силу чего русским броненосцам всегда приходилось ходить «толпой».

          Появление русских черноморских дредноутов кардинально изменило расклады. В отличие от своих балтийских собратьев, они воевали – и очень активно. Вкратце упомянем о некоторых походах «Марии».

          В сентябре – октябре 1915-го она прикрывала русские корабли, обстреливавшие побережье Турции в так называемом Угольном районе и болгарский порт Варна. В декабре действовала против турецкого судоходства. В феврале 1916-го прикрывала с моря корабли Батумского отряда, поддерживавшие своим огнем приморский флаг Кавказской армии. В марте, апреле и мае в рамках Трапезундской десантной операции неоднократно привлекалась к охране конвоев и прикрытию кораблей огневой поддержки.

          В июле 1916-го Черноморский флот возглавил новый энергичный и талантливый командующий – вице-адмирал Александр Колчак, прежде превосходно зарекомендовавший себя на Балтике. Колчак сделал «Марию» своим флагманом.

          Сразу же после прибытия в Севастополь Колчак вышел на «Марии» на перехват немецкого легкого крейсера «Бреслау», преследовал его в течение пяти часов, ведя огонь, но благодаря своему преимуществу в скорости «германец» сумел оторваться.

          В последующие месяцы «Императрица» вернулась к охране русских конвоев.

          Трагедия Романовых

          Ранним утром 20 октября 1916 года «Императрица Мария» стояла в бухте Севастополя. Миновало уже полчаса после пробуждения команды от сна.

          Вдруг матросы, находившиеся рядом с носовой башней, увидели дым и пламя, выбивавшиеся из горловин и вентиляторов. Раздалось шипение горящего пороха. На корабле оперативно сыграли пожарную тревогу, размотали шланги и стали лить воду в подбашенное отделение. Тщетно: в 6 часов 20 минут утра корпус линкора содрогнулся от мощного взрыва. Из-под палубы рядом с носовой башней вырвался столб из дыма и пламени в триста метров длиной. Этот взрыв не только выломал солидный кусок палубы, но и смел боевую рубку, мостик, носовую трубу и фок-мачту.

          Многие члены команды погибли почти одновременно. Тем, кому повезло лишь чуть больше, получили ожоги, ранения и были сброшены за борт.

          Взрыв разрушил паровую магистраль, обслуживавшую насосы. Отключилось электричество. Прогремели новые взрывы, правда, не столь значительные, как первый.

          Колчак, прибывший на погибавший корабль, возглавил борьбу за него. Последовало распоряжение срочно затопить погреба остальных трех башен, чтобы они тоже не взорвались. Линкор «облепили» портовые плавсредства, с которых протянули новые шланги. Огонь продолжали заливать – и к семи часам утра появилось ощущение, что «Марию» спасут.

          Однако через две минуты прогремел еще один взрыв – куда более мощный, чем все предыдущие. Судно стало быстро оседать носом и одновременно валиться на правый борт. В конце концов новейший линкор опрокинулся кверху килем и затонул на глубине 15–18 метров. В тот же вечер Колчак отправил императору Николаю II такую телеграмму:

          «Пожар произошел через 20 мин. после побудки команды, никаких работ в погребах не производилось. Установлено, что причиной взрыва было возгорание пороха в носовом 12-м погребе, взрывы снарядов явились как следствие. Основной причиной может быть только или самовозгорание пороха, или злоумышление. Командир спасен, из офицерского состава погиб инженер-механик мичман Игнатьев, нижних чинов погибло 320 (по уточненным данным, на линкоре погибло 228 человек –прим. ВЗГЛЯД). Присутствуя лично на корабле, свидетельствую, что его личным составом было сделано все возможное для спасения корабля». 

          Тайна гибели «Императрицы»

          На следующий день поездом из Петрограда в Севастополь отбыла следственная комиссия, в состав которой входил знаменитый кораблестроитель Алексей Крылов – один из авторов проекта российских дредноутов. Комиссия тщательно опросила уцелевших членов команды и пришла к выводу, что версия о самопроизвольном возгорании пороха в орудийном погребе в результате халатного с ним обращения маловероятна – но и отметать ее полностью нельзя.

          «Время возникновения пожара как раз тогда, когда в крюйт-камеру должен был идти дневальный для измерения температуры, а также и то, что в этот день после полудня предстояла приборка крюйт-камер и погребов, ряд известных случаев предотвращенных или совершившихся: взрывов от грубой неосмотрительности низшего персонала при работах или надзоре за взрывчатыми веществами на заводах или лабораториях – суть обстоятельства, которые дают некоторую допустимость предположению о возможности возникновения пожара от небрежности или грубой неосторожности со стороны бывшего в крюйт-камере, не только без злого умысла, но, может быть, от излишнего усердия», – сообщала комиссия в своем отчете.

          В то же время комиссия не исключила и возможность «злого умысла», тем более что во время якорной стоянки на корабле находилось до 150 гражданских мастеровых, производивших разного рода ремонтные работы. Охрана орудийных погребов не производилась на должном уровне, стало быть, туда вполне мог проникнуть злоумышленник.

          Впоследствии тайна гибели «Марии» будоражила историков и писателей на протяжении десятилетий. В советской литературе получила популярность версия, что взрыв «Марии» осуществила группа германских диверсантов, возглавляемая неким Виктором Верманом. Верман был задержан советским ОГПУ в 1933-м – и на допросах признался в том, что в царское время якобы возглавлял всю германскую агентурную сеть на юге России. Так или иначе, это всего лишь версия, а точного ответа на вопрос нет до сих пор.

          По предложению Крылова отсеки лежавшей на дне «Марии» загерметизировали, продули сжатым воздухом – и он всплыл кверху килем. Корабль отбуксировали ближе к берегу, выгрузили оставшийся боезапас и отвели в док – все так же, кверху килем.

          В Крыму наступало смутное время – революция, германская интервенция, гражданская война. Шансов на восстановление в таких условиях у бывшего флагмана Черноморского флота не было, и в 1927-м «Марию» порезали на металл.

          Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............