Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

После решения ОПЕК+ нефть подорожала выше 67 долларов

5 марта, пятница  |  Последнее обновление — 00:58  |  vz.ru
Разделы

Феликс Эдмундович и cancel culture

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Дзержинский, разумеется, спорная личность. Но Дзержинский – это история нашей страны, кровавая и блистательная. Мы жали на клавишу «кэнсел» тридцать лет, и только-только начало ослабевать давление, как «культура отмены» обрела свое имя и новые силы. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Как предали анафеме Толстых

Максим Соколов, публицист
Если, например, в Facebook забранки в постах Артемия Лебедева были в количестве нескольких сотен, то шум в Facebook Татьяны Никитичны достигал нескольких тысяч комментариев, доходя даже и до властных требований родить 46-летнего Артемия Татьяновича обратно. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Либо крестик наденьте, либо повязку с глаз Фемиды снимите

Алексей Алешковский, сценарист
Казалось бы, причем тут правосудие? А при двойных стандартах. Одним мы простим что угодно, а другим (в лучших лубянских традициях) припомним даже то, чего они и не совершали. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

    Каналы Венеции пересохли

    Часть каналов Венеции пересохла из-за отлива, который привел к снижению уровня воды на полметра. Многие гондолы и лодки оказались на мели. Это затрудняет передвижение по городу. Навигация сохраняется на Гранд-канале, который тоже заметно обмелел
    Подробности...

    Планетоход Perseverance прислал первые фотографии с Марса

    НАСА опубликовало фотографии, снятые исследовательским аппаратом Perseverance на Марсе. Миссия Mars 2020 стартовала с Земли в июле 2020 года, а 18 февраля планетоход приземлился в районе кратера Езеро. Главная задача миссии – забор образцов марсианского грунта, которые будут доставлены на Землю
    Подробности...
    Обсуждение: 80 комментариев

    Мощнейшая метель заставила закрыть Крымский мост

    Впервые в истории открытый в 2018 году мост через Керченский пролив оказался закрыт. В ночь на пятницу на Крым обрушился рекордный снегопад, вынудивший власти остановить движение по мосту. Для борьбы с непогодой мобилизовали бронетехнику и части Минобороны, Росгвардии и МЧС
    Подробности...


        Россия сделала собственный электрокар

        У электромобиля от «КамАЗа» есть преимущество перед Tesla

        Россия вливается в новый мировой тренд. На рынок выходит отечественный электрический автомобиль, который по своим габаритам напоминает «Оку». Пленить покупателя планируется ценой – российский электрокар «Кама-1» будет стоить почти в три раза дешевле, чем самая бюджетная модель Tesla. Поможет ли это ее продажам? Подробности...
        Обсуждение: 297 комментариев

        В Россию вернулись очереди за новым авто, как в 2008 году

        Почему в России возник дефицит автомобилей

        Автосалоны, которые еще несколько месяцев назад находились в ожидании массовых банкротств из-за отсутствия клиентов, сейчас переполнены. Более того – едва ли на не все модели автомобилей на российском рынке образовались огромные очереди. Почему возник этот ажиотаж, долго ли он продлится – и как в такой ситуации вести себя потребителю? Подробности...
        Обсуждение: 47 комментариев
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:После решения ОПЕК+ нефть подорожала выше 67 долларов

          Главная тема


          "Северному потоку – 2" определили конечную дату

          военный стратег


          СМИ: Погибший турецкий генерал причастен к победе Азербайджана в Карабахе

          герметизация трещины


          Российский космонавт замазал североафриканской смолой отверстия в корпусе МКС

          социологический опрос


          Россияне назвали трех самых настоящих женщин

          Видео

          экспорт продуктов питания


          Россия начала с успехом кормить Китай

          «национальное предательство»


          Почему пограничный договор с Россией приводит в ярость эстонских политиков

          Loyal Wingman


          Запад бросился вдогонку за новейшим российским БПЛА

          масштабные артобстрелы


          Киев провоцирует войну в Донбассе

          местечковый тоталитаризм


          Андрей Манчук: На Украине наступил 1937 год

          страна без будущего


          Петр Акопов: Америку уже лишили будущих поколений

          особый словарь


          Дмитрий Дробницкий: Как понять язык глобального начальства

          90-летний юбилей


          Альфред Рубикс: Горбачев был под каблуком

          на ваш взгляд


          Ограничиваете ли вы вашего ребенка в пользовании интернетом?

          Как командование Красной армии выиграло «битву с велосипедами»

          Широко известно использование велосипедов в Вермахте – но и Красная армия этим не гнушалась   22 февраля 2021, 12:20
          Фото: German Federal Archives/wikimedia.org
          Текст: Владимир Нагирняк

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Архивы Минобороны раскрыли одну из забытых страниц Великой Отечественной. Вступление Красной армии на территорию Германии породило новое массовое явление – захваченные советскими военными трофейные велосипеды «растаскивались и варварски использовались отдельными военнослужащими». В чем было значение велосипедов для военного дела и почему возникли злоупотребления ими?

          76 лет назад Красная армия проводила одно из важнейших наступлений конца войны – Восточно-прусскую операцию. В ходе тяжелых боев войскам 3-го и 2-го Белорусских фронтов удалось выйти к балтийскому побережью, отрезав Восточно-прусскую группировку вермахта, и взять Кенигсберг.

          Но мало кто знает, что, ломая сопротивление противника, советское командование одновременно вело борьбу с неправильным использованием красноармейцами велосипедов. Об этой «велосипедной войне» свидетельствуют военные документы 1945 года, опубликованные Министерством обороны РФ.

          Военные велосипедисты

          Изобретение велосипеда в XIX веке повысило мобильность человечества, позволив людям преодолевать расстояние в пути быстрее. Но «рогатому» двухколесному другу человека нашлось применение не только в мирной жизни. Оценив его возможности, военные сочли велосипед очень полезным для использования в армии. В результате перед Первой мировой войной в вооруженных силах мировых держав появились велосипедные подразделения, которые являлись своеобразной «конной пехотой». Их бойцов именовали самокатчиками.

          В ходе мирового конфликта 1914–1918 годов самокатные части прошли проверку на боеспособность, в итоге став после его окончания неотъемлемым и полезным приложением войск.

          Не обошли вниманием использование велосипедов в военных целях и в российской императорской армии. К 1917 году в ней было сформировано несколько десятков самокатных рот, сведенных в батальоны. После революции Красная армия переняла этот опыт, и вплоть до начала 1930-х годов в составе РККА сохранялись самокатные роты как самостоятельные боевые единицы, хотя к тому времени концепция их использования себя исчерпала.

          Моторизированные войска постепенно оттеснили «конную пехоту» на задний план, однако достоинства велосипеда как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались. В частности, в 1941 году в СССР было издано пособие по подготовке военных самокатчиков, гласившее, что их подразделения составляют «необходимый придаток к боевым частям во всех армиях мира и используются для служб связи, разведки и в качестве войск специального назначения». Этот учебный материал был создан для специальной подготовки самокатчиков, выходящей за рамки общей военной подготовки. Благодаря ему они должны были изучить материальную часть велотранспорта, уход за ним и даже его мелкий ремонт. Кроме того, овладеть техникой езды в условиях различной местности и подготовиться к ведению боевых действий на самокатах: стрельбе и метанию гранат во время движения, в том числе и в противогазе, преодолению препятствий, транспортировке грузов.

          Но, несмотря на осознание необходимости велосипедов в армии, перед войной в Советском Союзе не успели обеспечить ими войска в нужном количестве. По штату велотранспорт был положен разведке кавалерийских и воздушно-десантных соединений, но чаще встречался лишь в штабных ротах связи и у саперов. А вот разведка в стрелковых частях и соединениях была только конной и пешей. Любопытно, что разведывательные подразделения на «колесах» были еще в дивизиях народного ополчения, так как некоторые ополченцы приходили на призывные пункты со своими велосипедами.

          Формирование отдельных самокатных частей началось во время войны лишь в 1942-м, в том числе и за счет транспорта, захваченного у врага. Поэтому взятые в бою велосипеды передавались в трофейные фонды, откуда распределялись в части. Так в мае 1942-го была сформирована 1-я самокатно-мотоциклетная бригада, включавшая в себя два самокатных полка. Нужно отметить, что в конце того же года вся вело- и мототехника в войсках была взята на учет Управлением бронетехники и механизированных войск. Этот факт подтверждается директивой Западного фронта от 15 декабря 1942-го и подчеркивает значение важности самокатчиков на фронте.

          Для служебного пользования

          Так как в начале войны на передовой возник велосипедный «голод», советское командование старалось вести строгий учет имевшихся самокатов и пресекать их использование не по назначению. Согласно военным документам, последнее имело место в войсках. К примеру, в июне 1943-го в своем приказе командир 602-го стрелкового полка подполковник Путятин отмечал следующий факт:

          «За последнее время часто имеют место случаи, когда отдельные командиры используют для личных нужд велосипеды, находящиеся на ПСД (пункт сбора донесений – прим. ВЗГЛЯД) и предназначенные приказом по ЛФ (Ленинградскому фронту – прим. ВЗГЛЯД) исключительно для служебных целей. Лица, незаконно пользующиеся машиной, относятся к ней преступно небрежно (учат кататься других, возят своих знакомых, производят различные эксперименты и пр.)».

          Недовольство комполка можно понять. Ведь в его части было всего шесть велосипедов, а такая эксплуатация вела к их поломкам. Но далеко не всегда офицеры нарушали приказ командования на запрет использования служебной техники в личных целях. Иногда они обзаводились велосипедами другим путем, описанным уже в приказе штаба 136-й стрелковой дивизии:

          «За последнее время наблюдаются случаи, особенно в вечернее время, когда командный состав разъезжает на велосипедах, приобретенных у местного населения разными путями».

          В результате командир 136-й дивизии запретил своим офицерам «бесцельно разъезжать на велосипедах», приказав взять последние на учет и передать их в роту автоматчиков. Стоит пояснить, что командование видело в этом нарушение как правил использования велосипедов, так и дисциплины.

          Но пока война шла на советской земле, такие факты встречались не часто. Все изменилось в 1945-м, когда боевые действия начались на территории Германии.

          Германия – страна велосипедов

          Когда Красная армия начала наступление в Восточной Пруссии, выяснилось, что кроме ожесточенного сопротивления вермахта есть еще одна проблема – богатые трофеи. Советские войска захватили большое количество немецкого транспорта, включая мотоциклы и велосипеды. Но организованная командованием проверка установила, что это важное для Красной армии имущество «растаскивается и варварски используется отдельными военнослужащими». Чтобы пресечь это явление, Военный совет 3-го Белорусского фронта 1 февраля 1945-го издал приказ «О сборе трофейных мотоциклов и велосипедов», требовавший:

          «Военным Советам армий организовать отбор трофейных мотоциклов и велосипедов у отдельных военнослужащих проходящих тыловых соединений (...). Запретить всему личному составу пользование мотоциклами и велосипедами, если таковые не положены им по табелю».

          О том, зачем были нужны такие жесткие меры, свидетельствуют документы 43-й армии. В шифровке от 7 февраля 1945-го ее командование отмечало, что на фронтовых дорогах появилось большое количество красноармейцев, катающихся на велосипедах и мотоциклах. При этом преследовавшие врага боевые подразделения шли пешком, а тыловики разъезжали на трофеях. В итоге Военный совет 43-й армии справедливо отметил следующее:

          «В настоящее время, когда на фронте происходят напряженные бои, в ротах людей мало, а в тылу сотни здоровых и крепких бойцов устраивают велосипедные гонки по дорогам».

          Но, несмотря на грозные требования вышестоящего начальства прекратить безобразия на дорогах Восточной Пруссии, командирам частей и соединений не удалось сразу навести порядок. Поэтому советское командование было вынуждено принять жесткие меры по борьбе с «велосипедистами». Так, Военный совет 43-й армии спустя десять дней издал грозный приказ, в котором писал, что велосипедные гонки на дорогах продолжаются, так как на велосипедах уже ездят не только рядовые и сержанты, но и офицеры, не признавая никаких правил дорожного движения.

          Отмечая, что его прежнее распоряжение не выполнено, командующий 43-й армией генерал Белобородов потребовал от своих командиров навести порядок. К 18 февраля 1945-го все велосипеды, находившиеся у военнослужащих незаконно, должны были быть изъяты. А начальник тыла получил указание отлавливать всех бездельников-велосипедистов на дорогах, отправляя их в запасной полк для формирования из них стрелковых рот.

          Надо сказать, что столь жесткие меры по укреплению дисциплины оказались своевременны. Во-первых, такое вольное использование трофейной техники вело к авариям с человеческими жертвами. Во-вторых, оно стало показателем снижения дисциплины в войсках, использовавших трофеи не по назначению. Вместо выполнения своих обязанностей некоторые военнослужащие начали кататься на велосипедах где им вздумается, причем не только в тылу, но и на передовой, совершенно не думая о последствиях.

          6 февраля 1945-го на 1-м Белорусском фронте произошло чрезвычайное происшествие. Командир взвода 73-го стрелкового полка лейтенант Цветков, самовольно разъезжая на велосипеде по переднему краю обороны, потерял ориентировку и заехал прямо на вражеские позиции, где был взят в плен немцами. Увы, этот случай оказался не единственным, когда использование велосипеда не по назначению приводило к такому финалу.

          «Велосипедная война» продолжалась в Красной армии вплоть до капитуляции Германии.

          Несмотря на ряд строгих приказов советского командования, в войсках все же находились те, кто преступал запреты. Поэтому борьба с любителями покататься на трофейной технике в последние дни войны принимала все более жесткий оборот. Теперь ослушниками занялась военная прокуратура.

          В апреле 1945-го, во время Венской наступательной операции, командующий 46-й армией генерал Петрушевский отмечал, что его приказ об изъятии из частей неучтенных велосипедов и мотоциклов не выполняется и «все населенные пункты, дороги забиты велосипедистами». В результате военные прокуроры армии получили распоряжение осуществить проверку выполнения приказа командования, наказывая игнорирующих его командиров.

          Стоит отметить, что борьба советского командования с любителями использовать двухколесные трофеи не по назначению одновременно являлась частью кампании по искоренению «барахольства» в Красной армии. Как известно, в конце войны фиксировались случаи присвоения трофеев некоторыми военнослужащими. Такие факты говорили о снижении дисциплины в тылу, что сказывалось и на боевых частях, сражавшихся на передовой. Указанные документы говорят о том, что командование Красной армии понимало опасность этих явлений и беспощадно с ними боролось. Подтверждением тому является его победа в «велосипедной войне», начавшейся при вступлении советских войск на территорию Германии.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............