Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Названо число госпитализированных после ДТП в Турции россиян

10 апреля, суббота  |  Последнее обновление — 17:47  |  vz.ru
Разделы

С Навальным носятся, как с писаной торбой

Максим Соколов, публицист
Либеральная общественность, может, конечно, на «Эхе дождя» озаряться великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола – у нас свобода. Но какой политический профит она собирается получить от такой поэмы экстаза, не вполне понятно. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Эрдоган показал себя настоящим султаном

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Визит топовых европейских чиновников в Турцию закончился грандиозным скандалом. Негативные последствия для Европы понимают все – кроме этих самых чиновников. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Принц, который запомнится эксцентричными шутками

Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
Принц Филип – воистину последний принц старой эпохи, времен, когда королева Виктория воспринималась современницей, а XIX столетие – совсем недавней историей. Но Филип вовсе не был живым памятником минувшим дням. Напротив – он оказался одним из тех, кто многое сделал для трансформации британской монархии в ХХ веке. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

    Французское вино спасают с помощью костров

    Из-за аномальных морозов, виноградники во французских регионах Бургундия, Шабли и Бордо пришлось обогревать с помощью костров. Сообщается, что больше всего от резких заморозков пострадал цветущий раньше других сорт Шардоне
    Подробности...

    Скончался супруг английской королевы принц Филип

    Муж британской королевы Елизаветы II принц Филип Маунтбеттен, герцог Эдинбургский умер в пятницу в возрасте 99 лет. Они прожили в браке 75 лет. Кстати, по отцовской линии умерший – праправнук российского императора Николая I
    Подробности...

    Старейший кинотеатр Москвы открылся после семи лет реконструкции

    После семи лет реконструкции открылся старейший кинотеатр Москвы – «Художественный». Построенному 111 лет назад кинотеатру вернули прежнее название – «Художественный электро-театръ». Также была реконструирована подстанция, питающая здание
    Подробности...


        Высокая смертность на российских дорогах сохраняется из-за слабой подготовки водителей

        Как избавиться от смертельных ДТП на российских дорогах

        Полиция расследует очередную трагедию на дорогах России – сразу 12 человек погибли в результате аварии с участием рейсового автобуса и грузовика. В последние годы число погибших в ДТП в нашей стране неуклонно снижается, однако все еще остается гораздо выше по сравнению с Западной Европой или Японией. Как можно сделать российские дороги более безопасными? Подробности...
        Обсуждение: 99 комментариев

        Россия сделала собственный электрокар

        У электромобиля от «КамАЗа» есть преимущество перед Tesla

        Россия вливается в новый мировой тренд. На рынок выходит отечественный электрический автомобиль, который по своим габаритам напоминает «Оку». Пленить покупателя планируется ценой – российский электрокар «Кама-1» будет стоить почти в три раза дешевле, чем самая бюджетная модель Tesla. Поможет ли это ее продажам? Подробности...
        Обсуждение: 297 комментариев
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:Названо число госпитализированных после ДТП в Турции россиян

          Главная тема


          В Северной Корее начинается голод

          мирный договор


          СМИ сообщили о планах Брежнева по передаче Курил Японии

          опасная работа


          Разблокировавшему Суэцкий канал экскаваторщику не заплатили сверхурочные

          «звездные войны»


          Disney представил «настоящий» световой меч

          Видео

          настоящий султан


          Эрдоган унизил Евросоюз по личным причинам

          война в донбассе


          Главные мировые русофобы послали Зеленскому опасные сигналы

          новый план


          Спецпосланник США найдет повод похоронить «Северный поток – 2»

          претензии за оккупацию


          Лукашенко открыл исторический фронт против Польши

          российский «Спутник»


          Игорь Мальцев: Вакцинация в Европе перетекла в скандал

          ситуация на украине


          Глеб Простаков: Слабость Зеленского ведет к новому конфликту

          официальный визит


          Геворг Мирзаян: Эрдоган показал себя настоящим султаном

          специальный репортаж


          В Байкальском заповеднике лесники отбиваются от браконьеров

          на ваш взгляд


          Кто должен заниматься сексуальным просвещением детей?

          Польша ведет «газовое наступление» на Россию

          Сеть польских газопроводов предназначена для вытеснения России с этого рынка   24 декабря 2020, 13:14
          Фото: REUTERS/Tobias Schwarz
          Текст: Владимир Веретенников

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Польша продолжает активную атаку против российского газа и на этот раз не только внутри страны, но даже и за ее пределами. В частности, началась активная фаза строительства «Балтийского газопровода» (Baltic Pipe). Судя по всему, Варшава надеется, что этот источник и ряд других позволят вытеснить российский газ во всем регионе. Каким образом?

          В Варшаве царит безудержный оптимизм по поводу перспектив снабжения страны газом, причем дешевым. Оператор газотранспортной системы страны получил все разрешительные документы. «Мы завершили еще один важный этап проекта «Балтийского газопровода», связанный с отбором всех подрядчиков строительных работ. Мы заключили контракты со всеми подрядчиками по строительству, надзору, сертификации и основным поставкам материалов. Впереди у нас остался только этап строительства», – заявил президент польского предприятия Gaz-System Томаш Штепич.

          Участниками проекта Baltic Pipe выступают датский и польский операторы ГТС – Energinet и Gaz-System. Как сообщают поляки, итальянская компания Saipem начнет работы по укладке газопровода по дну Балтийского моря уже в следующем году. «Суда, которые станут готовить дно для укладки трубопровода, будут мобилизованы в первой половине следующего года. Само строительство морского газопровода начнется летом 2021 года. Сдача работ запланирована на октябрь 2022 года», – говорится в официальном сообщении Gaz-System.

          Почему в Польше так радуются происходящему и причем здесь Россия?

          Лишь бы не из России

          Потребление природного газа Польшей находится в пределах 15 млрд кубометров ежегодно. Третья часть этого объема добывается польскими компаниями самостоятельно, остальное приходится на импорт. Газпром в настоящее время является ключевым поставщиком голубого топлива в Польшу. Российская компания поставляет в Польшу газ по контракту, подписанному в 1996 году и действующему до 2022 года. Он предусматривает поставку около 10 млрд кубометров газа в год, минимальное годовое контрактное количество – 8,7 млрд кубометров. «При этом в соответствии с условием договора «бери или плати» концерн PGNiG обязан оплачивать как минимум 8,7 млрд кубометров газа в год, даже если не нуждается в таких объемах поставок», – отмечается на сайте польской компании.

          В то же время за каждой стороной сохранялось право потребовать пересмотра действующих цен, в случае если той или иной компании покажется, что они не соответствуют рыночным. В 2012 году Россия и Польша договорились о снижении цены на 10%. Однако спустя три года PGNiG подала на Газпром в Стокгольмский арбитражный суд: по мнению Варшавы, цена на газ «завышена и неадекватна» ситуации, сложившейся на энергетическом рынке Европы. В июле 2018 года арбитраж вынес промежуточное решение – тогда Газпром сообщал, что суд согласился с его доводами, полностью отказав польской компании в изменении цены. Однако PGNiG таким результатом не удовлетворилась и потребовала пересмотра дела – на этот раз с полным для себя успехом.

          В конце июня 2020-го стало известно, что компания «Газпром экспорт» выполнила решение Стокгольмского арбитража и перечислила PGNiG 1,5 млрд долларов. «В то же время ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» продолжают обжалование в установленном порядке этого решения арбитражного трибунала. Перечисление денежных средств не влечет ущерба для позиции ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» в ходе обжалования», – отметили в российской компании. В свою очередь, 1 июля Квечиньский написал в Twitter: «С удовлетворением информирую, что я получил подтверждение о поступлении средств от Газпрома на наш счет».

          Сейчас в Варшаве заявляют, что продлевать долгосрочный контракт с Газпромом не собираются, а планируют получать топливо из альтернативных источников. Как раз, в частности, по «Балтийскому газопроводу» – из Норвегии через Данию. Президент Польши Анджей Дуда официально провозгласил начало строительства Baltic Pipe 30 апреля нынешнего года, а ввести его в эксплуатацию планируется 1 октября 2022 года.

          Отказ от российского газа подается в Польше практически на уровне национальной идеи. В декабре 2019-го Gazeta Polska вышла с заголовком на первой полосе: «Поляки не хотят российского газа». Издание перепечатало результаты опроса, проведенного PGNiG, и взяло интервью у ее тогдашнего президента Петра Вожняка. «Поляки ожидают отказа от российского газа. Таков ответ 84% респондентов. Они ожидают развития сотрудничества с другими поставщиками. Через три года закончится Ямальский контракт. После 2022 года мы будем полностью независимы от России, говорит президент PGNiG Петр Вожняк», – написала Gazeta Polska.

          Ресурсная база

          Тут следует иметь в виду, что мощность Baltic Pipe составит 10 млрд кубометров в год. Поляки и сейчас получают газ из Норвегии – в год не более полумиллиарда кубометров. Однако к 2022 году PGNiG намеревается нарастить добычу на норвежском шельфе до 2,5 млрд кубометров. В 2019-2020 годах польская госкомпания прикупила доли на еще нескольких норвежских месторождениях, и теоретически добыча может увеличиться до 3 млрд кубометров в год. Но все равно это более чем в три раза меньше планируемой мощности «Балтийского газопровода».

          Есть мнение, что PGNiG теоретически может докупать газ у других компаний, работающих на шельфе. Тем не менее большая часть норвежского газа в любом случае законтрактована на многие годы вперед – и Польше придется переплачивать за поставки или проводить своп по обмену норвежского газа на российский. Однако выигрыш у Газпрома действительно может облегчить ситуацию с приобретением ресурсной базы.

          В этом году польская нефтегазовая компания подписала соглашение – в течение семи лет она поставит более 150 тысяч тонн сжиженного природного газа польской же фирме DUON Dystrybucja, которая занимается распределением топлива через собственную инфраструктуру. Доставлять продукцию PGNiG будет с СПГ-терминала в Свиноуйсьце и малотоннажных СПГ-заводов, которые находятся в ее управлении. С 1 апреля 2020 года добавился еще один источник – станция приема и перевалки СПГ в литовской Клайпеде.

          Другими словами, Польша не просто хочет обеспечить себя скандинавским, а не российским газом. Страна претендует на гораздо большее, а именно на роль нового газового хаба в Восточной Европе. Именно для этого Польша расширяет СПГ-терминал в Свиноуйсьце (с 5 млрд кубометров до 7,5 млрд кубометров в год) и намерена получать норвежское голубое топливо по трубопроводу Baltic Pipe.

          А излишки топлива, как надеются хитроумные паны, хорошо бы сбывать на стороне.

          Hаполеоновские планы

          Например, в конце лета текущего года успешно завершилась прокладка под дном реки Неман первой из двух ниток газопровода GIPL (Gas Interconnection Poland-Lithuania) из Польши в Литву. Участок, уложенный под Неманом, составил по длине 750 метров. В этом году планируется построить 100 км газопровода от местечка Яуняй (Ширвинтский район) до города Алитус. В следующем году будут проложены остальные 65 км трубопровода.

          Польша и Литва планируют завершить строительство GIPL к концу 2021-го. Общая протяженность этого газопровода составит 508 километров. В Варшаве уже мечтают, как получат доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Там Польша намерена сбывать закупаемый ею сжиженный природный газ (СПГ) и голубое топливо, поступившее по будущему «Балтийскому газопроводу» (Baltic Pipe) из Норвегии. Планируется, что из Польши в Литву можно будет подавать 2,4 млрд кубометров в год, а в обратном направлении – 1,9 млрд.

          Общая стоимость газопровода составит около 500 млн евро. Инвестируют в это строительство польский газовый оператор Gaz-System и литовский Amber Grid, софинансирование в размере 266,4 млн евро также осуществляется из европейских структурных фондов. И это неудивительно: в 2016 году польско-литовский трубопровод попал в список важных региональных проектов ЕС в сфере распределения газа. Впрочем, и сами Польша с Литвой готовы серьезно вложиться в эту стройку. Так, ранее стало известно, что литовский оператор системы транспортировки природного газа Amber Grid берет в Европейском инвестиционном банке на строительство GIPL кредит в размере до 65 млн евро.

          Тут, правда, планы Польши входят в противоречие с газовыми амбициями еще одной соседней страны – Литвы.

          Шесть лет назад, 27 ноября 2014 года, в литовской Клайпеде появился газовый терминал Independence. Судно оборудовано четырьмя терминалами для сжиженного природного газа (СПГ), общая вместительность которых достигает 170 тыс. кубометров. В Вильнюсе дату 27 ноября назвали одной из значительнейших в истории страны – чиновники уверяли, что терминал даст Литве «энергетическую независимость» от России. Но вскоре выяснилось, что цена сырья российских «Новатэка» и Газпрома для литовских промышленных предприятий-потребителей периодически оказывается выгоднее стоимости европейского газа. Но Литва мечтает о покорении рынков самой Польши, а также Белоруссии и Украины.

          «Здесь все логично: в Клайпеде стоит СПГ-терминал, мощность которого с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики. Поэтому в лишнем газе Литва не нуждается – ей бы найти рынки сбыта для собственных излишков. Но Польша, мягко говоря, не самый подходящий вариант. У нее с энергоснабжением тоже все в порядке: есть и трубопроводные поставки Газпрома, и СПГ-терминал в Свиноуйсьце, который поляки собираются расширять. В перспективах строительство еще одной регазификационной установки.

          Даже если Варшава действительно откажется от продления Ямальского контракта с Россией, поставки по альтернативным маршрутам полностью закроют ее потребности. Вопрос только в цене. Как бы то ни было, Литва с ее «заманчивыми» предложениями в эту схему не вписывается», – пишет политолог Алексей Ильяшевич. А вот планы газовой экспансии Польши выглядят куда более реалистично – и Газпрому обязательно придется искать на этот вызов ответ.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............