Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Россия заявила о спорном с Финляндией статусе двух территорий

23 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 21:04  |  vz.ru
Разделы

Нам была очень нужна победа в Мариуполе

Владислав Шурыгин, военный эксперт, член "Изборского клуба"
В городских боях выработалось полное взаимодействие армий донецких республик и российской армии, а сами штурмующие город части превратились в подлинную военную элиту, воюющую не числом, а умением. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Творческий потолок оказался чужим дном

Сергей Лукьяненко, писатель
Для понимания нашей ПИЗРы – Патриотической Интеллигенции За Рубежом, ее удивительной агрессивности и нетерпимости, нужно знать некоторые базовые вещи из психологии. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Пусть 24 февраля продлится как можно дольше

Дмитрий Ольшанский, публицист
Мы уничтожили неправильное настоящее и то будущее, куда так не хотелось идти. Наконец-то жизнь вздрогнула, резко развернулась, да и зашагала в другую сторону. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

    Корабль Starliner компании Boeing стартовал к МКС

    Перспективный космический корабль Starliner компании Boeing в рамках второго тестового полета стартовал к Международной космической станции (МКС) в беспилотном режиме. На первой ступени ракеты-носителя Atlas V использовался российский двигатель РД-180, произведенный НПО «Энергомаш»
    Подробности...

    Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

    В ночь на вторник 256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается более двух тысяч боевиков
    Подробности...

    «Москвичи» – какими они были и могли быть

    Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
    Подробности...


        Россиянам предлагают пересесть на «Москвичи»

        Каким будет новый автомобиль «Москвич»

        Сенсационное заявление сделало правительство Москвы, в руки которого перешел автомобильный завод в Москве от французской Renault. Желание города сохранить рабочие места понятно. Споры вызывало объявление о восстановлении из пепла автомобильного бренда «Москвич». Как это может выглядеть? Подробности...
        Обсуждение: 98 комментариев

        Решается вопрос, кому достанется контроль над «АвтоВАЗом»

        Что китайцы сделают с АвтоВАЗом

        Доля французского Renault в АвтоВАЗе может быть продана, по неофициальной информации, китайскому автопроизводителю. Двадцать лет назад такое даже представить было невозможно. Тогда российские власти дали зеленый свет западным концернам, оставив китайский автопром за бортом российского рынка. Однако теперь ситуация кардинально изменилась. Подробности...
        Обсуждение: 75 комментариев

        Стало известно, какие модели сможет производить АвтоВАЗ без западных комплектующих

        На каких автомобилях будут ездить россияне

        Авторынок России оказался в сложнейшей ситуации – ему грозит падение числа продаж новых машин вдвое. Не смог противостоять политическому давлению даже Renault, который больше других инвестировал в Россию. На потребительском уровне – дефицит, небывалый рост цен и сомнительные сделки. Однако «АвтоВАЗ» готовится скоро выпустить импортозамещенные модели. Что это будут за автомобили? Подробности...
        Обсуждение: 111 комментариев
          Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
          НОВОСТЬ ЧАСА:Россия заявила о спорном с Финляндией статусе двух территорий

          Главная тема


          Россия пробила украинский фронт в Донбассе

          «объективные факты и свидетельства»


          Небензя: Западные СМИ признали факт гибели жителей Бучи от украинской артиллерии

          «Казус суверенитета»


          Захарова: Зеленский легализует захват Украины поляками

          «живет не по средствам»


          В Британии против бизнесмена Петра Авена возбудили дело за нарушение санкций

          Видео

          валютные резервы


          Воровство российских денег Америкой уперлось в препятствие

          третий путь


          У Европы при отказе от российского газа есть лишь одно спасение

          страны-«сестры»


          Украина приняла польское «родство»

          рост цен


          Британия становится европейским лидером по приближению к нищете

          Российская валюта


          Зачем властям нужен сильный рубль

          военная элита


          Владислав Шурыгин: Нам была очень нужна победа в Мариуполе

          настоящий голодомор


          Владимир Прохватилов: Рука голода тянется на Украину с Запада

          неприкрытый выпад


          Глеб Простаков: Сможет ли БРИКС стать фундаментом нового многополярного мира

          на ваш взгляд


          Вы поддерживаете предложение закрепить в правилах русской орфографии написание слова «Бог» с заглавной буквы?

          Цены на газ убивают украинскую экономику

          Даже хлеб стал жертвой газового кризиса на Украине    20 января 2022, 17:15
          Фото: Сергей Аверин/РИА «Новости»
          Текст: Николай Стороженко

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Половина украинской промышленности оказалась под угрозой закрытия – а все из-за колоссального роста цен на природный газ. Как это прямо сейчас сказывается на украинских производителях и гражданах этой страны, какие заводы закрываются прежде всего – и при чем тут повышение цен на самые основные продукты питания?

          Рекордные цены на газ дают первые негативные плоды на Украине. Сразу три предприятия стекольной отрасли страны полностью остановили работу. В профильной ассоциации «Стекло Украины» жалуются на засилье импорта, высокие цены (на газ сегодня приходится половина себестоимости их продукции) и говорят об угрозе коллапса всей отрасли – а это потеря как минимум 12 тысяч рабочих мест. Серьезны ли эти предупреждения и какова ситуация в других отраслях?

          На голодном пайке

          Похоже, что серьезны. Согласно оценке Украинского союза промышленников и предпринимателей, при январском тарифе на газ (52,7 гривны, или 142 рубля за кубометр) уже в январе до 50% всего промпроизводства на Украине может стать убыточным.

          Цитата: «По многочисленным сообщениям производителей стекла, почти треть предприятий отрасли остановились в производстве. Поддерживается минимальная работа специализированных плавильных печей, на направляемый газ, однако на выходе продукции нет». Сами стекольщики уточняют, что можно сэкономить до 1,5 гривны на кубометре, купив газ у других поставщиков, но тогда нет полной гарантии его поставки, а они себе этого позволить не могут.

          Кроме стекольщиков в непростой ситуации оказались производители хлеба и молочной продукции. Президент Всеукраинской ассоциации пекарей Юрий Дученко предупредил, что без снижения тарифа на газ розничные цены на хлеб могут вырасти на 30% и даже больше. Отдельные производители уже повысили цены на 25% в сравнении с декабрем. И неудивительно: стоимость газа в январе 2022 года составляла 20% в структуре отпускной цены хлебозаводов, тогда как в январе 2021-го – всего 2%.

          Хотя роскошь самостоятельно повышать цену могут себе позволить в основном мелкие производители. А вот крупные, с дистрибуцией через крупные торговые сети, находятся в более сложном положении. По словам главы Запорожского регионального союза предпринимателей Елены Еременко, в регионе сразу несколько производителей («Хлебодар», «Урожай», «Вольняночка») находятся на грани банкротства. Из-за жестких контрактов с торговыми сетями они вынуждены работать в убыток.

          Как раз эти контракты до поры и ограждают многих украинцев от реальных цен на продукты питания. Ведь большинство торговых сетей стараются держать наценку на тот же хлеб на минимальном уровне. В дополнение к этому правительство на днях вернуло ограничение наценки на социальные виды продовольственных продуктов, в т. ч. на два вида хлеба. Но это означает, что эти убытки супермаркеты попросту разбросают на другие категории товаров.

          К тому же генеральный директор корпорации «АТБ» Борис Марков уже предупредил, что такое решение правительства чревато перебоями поставок данных товаров, в т. ч. хлеба: «вполне может привести к приостановке реализации указанных продуктов питания до момента налаживания всех процессов и понимания порядка их ценообразования... производители сегодня вынуждены повышать цены по причине роста цен на энергоносители (газ), а также других факторов, составляющих при формировании себестоимости продукции. Причем данная тенденция, по многим прогнозам, будет только усиливаться».

          Все это явно требовало срочного вмешательства правительства, и оно состоялось: кабмин Украины до конца карантина ввел предельную торговую надбавку на хлеб, предоставив пекарям взамен возможность покупать газ по льготным ценам. Одних в ручном режиме спасли, но что с остальными?

          Впрочем, пекари еще в относительно неплохой ситуации – хлеб перестанут покупать лишь тогда, когда денег не будет совсем. А вот молочники ценового удара уже не выдерживают: в начале года о прекращении работы заявил Яготинский маслозавод – крупнейшее предприятие в своей отрасли.

          «Начиная с 1 января 2022 года ООО «Яготинский маслозавод» вынуждено выполнять ваши заявки на поставку продукции частично, с дальнейшей остановкой производства», – говорится в письме, адресованном партнерам предприятия. В письме перечислены и другие причины (дебиторская задолженность сетей, невозможность повышать цены из-за возврата госрегулирования), однако добил молочников именно тариф на газ. 

          Основатель торговой марки «Трапеза» и «Аттуаль» Алавди Халидов (бакалея) попытался обосновать потребителям безальтернативность повышения розничных цен в открытом письме: «Судите сами если, например, стоимость газа в себестоимости производства одного килограмма крупы в сентябре 2021 года составляла примерно 3,38 гривны, то в ноябре 2021 года – уже 8,05 гривны, а в январе 2022 года стоимость газа на килограмм крупы составляет уже 12,19 гривны». По оценке бизнесмена, предприятие Trapeza обеспечивает потребительский рынок крупами на 30–40%. И угроза его остановки (без повышения отпускных цен) привела бы не только к скачку цен на рынке, но и к физическому дефициту продукции. 

          Владельцы бизнеса нечасто снисходят до общения с рядовыми потребителями, то есть дело действительно серьезное. Северодонецкий «Азот» (производство удобрений) в январе опроверг информацию о приостановке производства, которую ранее распространили ряд СМИ. Но и тут поводов для оптимизма мало: «Если летом тонна, например, селитры стоила 8–11 тыс. гривен, то сейчас уже 25–27 тыс. гривен», – пояснил в комментарии LIGA.net фермер Александр Супрун. В УКАБ (Украинском фонде аграрного бизнеса) уже подсчитали, что объем планового внесения азотных удобрений может снизиться на 9% (-430 тыс. тонн), а урожай 2022 года – на 5%. 

          И это двойной удар. Во-первых, за рост стоимости удобрений в конечном счете заплатит покупатель. А снижение урожайности дополнительно подстегнет розничные цены. Наконец, 430 тыс. тонн ожидаемого снижения – это еще не весь удар по производителям удобрений.

          Такой резкий рост стоимости приведет к росту их импорта и контрабанды (из РФ и Белоруссии – в настоящее время Украина запретила импорт удобрений оттуда). Более 50% валового выпуска всей сельхозпродукции на Украине производят фермеры с площадью с/х земли до 500 га. Вряд ли все они могут себе позволить закупать удобрения втридорога – мол, все равно экспортная выручка все компенсирует.

          Газовая незалежность отдельно взятого фермера

          Некоторые украинские бизнесмены нашли для себя неожиданный выход: они заменяют трубопроводный газ сжиженным. «Точных данных роста по промышленности у нас пока нет, но уже понятно, что структура потребления заметно изменилась. Если в начале лета 90% сжиженного газа потреблялось транспортом, а 10% приходилось на всех остальных потребителей, то сейчас это соотношение составляет как минимум 80/20», – заявляет генеральный директор Украинской ассоциации сжиженного газа Станислав Батраченко. Владимир Панов из компании «СВГ Трейд» даже более категоричен: по его мнению, пропорция уже 65/35.

          По словам директора «Укравтономгаз» (компания продает услуги проектирования и монтажа автономных систем газоснабжения) Андрея Дорофеева, переход на пропан-бутановую смесь начинает окупаться уже при ценнике трубопроводного газа в 20 гривен за кубометр. А при нынешних ценах срок окупаемости такой системы – от 15 до 60 суток. Основные потребители – те же аграрии (зерносушилки, парники, птицефермы, молочные производства).

          Впрочем, универсальность этого решения в долгосрочной перспективе под вопросом: рано или поздно такие системы установит большинство производителей, и тогда все столкнутся уже с дефицитом или высокими ценами на сжиженный газ. Дело в том, что сжиженный газ тоже вошел в перечень товаров, наценка по которым теперь регулируется правительством. А нарастить импорт СУГ, чтобы заместить им потребление промышленности, будет проблематично, ведь основные поставщики – РФ, Белоруссия, Казахстан (суммарно 68,5% рынка в 2021 году), т. е. страны, с которыми у Украины непростые отношения. 

          «Россия за последние четыре года субсидировала экономику Украины за счет занижения цен на газ в объеме 35,4 млрд долларов», – писал Владимир Путин лидерам ЕС еще в апреле 2014 года. То, что мы наблюдаем теперь – это выход украинской промышленности из тепличных условий в рыночные. Выход, о котором Украину и ее теперешних патронов уже давно предупреждали.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............